Клементьева Юлия
Проект «Сказки о медведях»
Цели: приобщение детей к художественной литературе, развитие речи.
Задачи педагогической деятельности: познакомить со сказками и стихотворениями о медведях и с их участием; рассмотреть иллюстрации к сказкам, организовать их обсуждение; побуждать детей к выражению эмоций; формировать связную речь; расширять знания об окружающем мире.
Вид проекта : познавательный.
Срок реализации: среднесрочный.
Состав участников: групповой.
Публикация «Проект „Сказки о медведях“» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка) :
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
• ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика в соответствии с возрастом; он подвижен, владеет основными движениями;
• ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• в соответствии с возрастом ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области живой природы (называет знакомых животных, яркие признаки их внешнего вида, среду обитания, питание).
Образовательные области проекта Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность
Речевое развитие – основная образовательная область Восприятие художественной литературы Слушают сказки, просматривают кукольные спектакли, прослушивают стихотворения о медведях и с их участием : русские народные сказки «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок»; Л. Толстой «Три медведя»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; З. Александрова «Мой мишка»; И. Токмакова «Медведь»; А. Барто «Мишка»; В. Берестов «Медвежонок», «Мишка, мишка, лежебока!», «Песня медведя»; «Мишка косолапый по лесу идет…»
Познавательное
развитие Познавательно-исследовательская Знают и называют жителей леса и чем они питаются, рассматривают муляжи продуктов, игрушки (животные)
Социально-
коммуникативное
развитие Игровая Принимают поставленную воспитателем задачу, действуют по правилам. Подвижная игра «У медведя во бору» Коммуникативная Отвечают на вопросы простыми и сложными предложениями, правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения
Художественно-
эстетическое развитие Музыкально- художественная Слушают музыкальное произведение, выполняют простые движения под музыку
Ход проекта
I. Чтение художественной литературы.
1. Заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Мишка».
Проводится во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности детей и взрослого в течение месяца.
– Ребята, послушайте стихотворение.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
– Кто знает это стихотворение? Сможете рассказать его сами?
– Ребята, давайте выучим стихотворение.
Дети повторяют стихотворение за воспитателем несколько раз, а потом пытаются повторить его самостоятельно.
2. Слушание стихотворений о медведях.
– Посмотрите, какая интересная книжка у меня в руках, в ней много иллюстраций и стихов. Послушайте.
Воспитатель читает стихи, демонстрируя детям иллюстрации.
Медвежонок косолапый Всех зверят милей. А его косматый папа – Царь лесных зверей. И только две Медведицы, И только две Медведицы, И только две Медведицы В звездном небе светятся. Летом он малину любит, А зимою – сон. Он и летом ходит в шубе, Меду ищет он. И только две Медведицы, И только две Медведицы, И только две Медведицы В летнем небе светятся. Спать он осенью ложится, А встает весной. Спит медведь в своей берлоге Под большой сосной. И только две Медведицы, И только две Медведицы, И только две Медведицы В зимнем небе светятся. В. Берестов
– Что любит медвежонок?
– Когда он ложится спать, а когда просыпается? (Ответы детей.)
Мишка, Мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!
В. Берестов
– Про кого такое интересное стихотворение? (Про медведя.)
– А почему мишка не попал на елку? (Потому что спал.)
– А что еще он не успел сделать, пока спал?
– Жалко вам мишку? Вы бы покатались с ним на санках?
– Вот еще одно стихотворение.
Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится. Малыш не скyчает.
Он дyмает, это смешная игpа,
Hе зная, что спать медвежатам поpа.
В. Берестов
– Как вы думаете, ребята, правильно ли поступает малыш-медвежонок?
– А как нужно себя вести, когда мама укладывает вас спать?
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И. Токмакова
– А почему нельзя шуметь, когда мишка спит?
– А можно ли шуметь, когда мама, папа или кто-то еще спит? Как нужно себя вести в таком случае?
3. Кукольный спектакль по сказке «Колобок».
– Дорогие ребята! Сегодня вы увидите театрализованное представление по сказке «Колобок».
Воспитатель показывает кукольный спектакль по сказке.
По окончании сказки детям раздают игрушки, воспитатель по очереди расспрашивает детей о той игрушке, которая у них в руках («Кто это? Как он разговаривает? Нравится ли он тебе?», после чего дети могут самостоятельно поиграть с игрушками.
4. Кукольный спектакль по сказке «Теремок».
– Дорогие ребята! Сегодня вы увидите театрализованное представление по
сказке «Теремок».
Воспитатель показывает кукольный спектакль по сказке.
По окончании сказки детям раздают игрушки, воспитатель по очереди расспрашивает детей о той игрушке, которая у них в руках («Кто это? Как он разговаривает? Нравится ли он тебе?», после чего дети могут самостоятельно поиграть с игрушками.
5. Кукольный спектакль по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя».
– Дорогие ребята! Сегодня вы увидите театрализованное представление по сказке «Три медведя».
Воспитатель показывает кукольный спектакль по сказке.
По окончании сказки детям раздают игрушки, воспитатель по очереди расспрашивает детей о той игрушке, которая у них в руках («Кто это? Как он разговаривает? Нравится ли он тебе?» и т. д., после чего дети могут самостоятельно поиграть с игрушками.
7. Слушание венгерской сказки «Два жадных медвежонка».
– Ребята, сегодня я прочитаю вам интересную сказку, послушайте.
Беседа по сказке :
– Про кого была эта сказка?
– Какие были медвежата : жадные или щедрые?
– Понравились вам медвежата?
– А вы жадные?
– С кем вы делитесь?
– А игрушками вы делитесь, когда играете?
8. Слушание стихотворения З. Александровой.
– Ребята, послушайте стихотворение «Мой мишка».
Беседа по стихотворению:
– Кто запомнил, как называется стихотворение?
– Что девочка сшила мишке?
– Что она ему сварила?
– Что скушал мишка?
– Что на прогулке девочка показала мишке?
– Что случилось, когда мишка и девочка убежали на речку?
– А вот еще одно стихотворение про мишку. Предлагаю встать и повторить движения по тексту за мной.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Вдруг упала шишка – прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою топ!
II. Образовательная ситуация «Угадай, из какой сказки картинка».
– Ребята, я приготовила для вас интересные картинки, а вам предлагаю угадать, из какой сказки эти картинки (если дети не могут вспомнить название сказки, они могут рассказать о событиях из этой сказки).
Воспитатель демонстрирует картинки к сказкам «Колобок», «Три медведя» Л. Толстого, «Маша и медведь», «Теремок», к венгерской сказке «Два жадных медвежонка».
– Какой герой есть во всех этих сказках? (Медведь.)
– Какое стихотворение вы помните про медведя? (А. Барто «Мишка».) Расскажите его.
– А теперь давайте вместе вспомним веселое стихотворение «Мишка косолапый». Предлагаю встать и повторить движения по тексту за мной.
III. Развлечение «В гости к дяде Мише».
Дети сидят на коврике или на стульчиках полукругом.
– Дорогие ребята! Сегодня я вас приглашаю в лес, в гости к медведю дяде Мише. Пойдете со мной? (Да)
– Но идти в гости с пустыми руками некрасиво, давайте возьмем с собой угощение для дяди Миши. Выбирайте, чем можно угостить дядю Мишу. Что любят кушать медведи?
Воспитатель показывает муляжи овощей и фруктов, дети отвечают, что кушает медведь, те муляжи и складывают в корзинку. Примерный набор муляжей: мед, капуста, морковка, ягоды, рыба, лук.
– Вот и набрали мы гостинцев для дяди Миши (в корзинке мед, ягоды, рыба). Теперь пойдемте в лес.
Воспитатель включает веселую музыку, дети делают круг по группе и возвращаются на места. Воспитатель достает плюшевого медведя.
– Здравствуй, Миша! Ребята, поздоровайтесь с Мишей! (Дети здороваются, можно каждому дать возможность пожать медведю лапу.)
– Дядя Миша, мы тебе принесли угощение, возьми, пожалуйста, кушай на здоровье! (Изображает, как медведь угощается.)
Миша. Спасибо, ребята, раз уж вы пришли, приглашаю вас поиграть со мной!
Игра «У медведя во бору».
– Миша приглашает вас, ребята, отдохнуть на полянке. (Дети садятся в круг на коврик.) Кто живет в лесу? Чем питаются звери в лесу: заяц, лиса, мышка, волк,
кабан? (Ответы детей.)
– Ох, и хорошо у тебя, дядя Миша, но нам пора возвращаться в детский сад! До свидания, дядя Миша!
Дети прощаются с медведем. Воспитатель включает веселую музыку, дети идут по кругу и выходят из группы.