Лариса Шевелева
Проект «Сказки на новый лад»
Проект «Сказки на новый лад».
Вид проекта : творческо-ориентированный.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги.
Предполагаемый результат: успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей, повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах развития детей.
Публикация «Проект „Сказки на новый лад“» размещена в разделах
Цель: Повышение потенциальных возможностей полноценного развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Знакомить детей с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей.
2. Закреплять умения детей употреблять различные формы словесной вежливости, используя художественное слово.
3. Учить детей правильно (логически и интонационно) реагировать на то, что говорит собеседник.
4. Учить детей достойно выходить из нестандартных ситуаций.
5. Создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение.
6. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Этапы реализации проекта :
I.Подготовительный этап (информационно-аналитический)
- изучение исследуемой проблемы в теории и практике;
- чтение русских народных сказок «Золотая коллекция сказок».
II. Основной этап реализации проекта (практический)
*Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Путешествие в страну вежливости» :
- Педагог сообщает детям, что они отправляются в страну «Вежливости» - мы знаем много вежливых, волшебных слов, вспомним их.
«Доброе утро» В. Кривошеев
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - приветливым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
- дети называют слова приветствия / «Здравствуйте», «добрый день», «привет» /, объясняют, когда и кому их произносят;
- дети произносят слова прощания / «До свидания», «до вечера», «пока», «до завтра» /объясняем их значение.
*Игра-соревнование «Кто теплее, сердечнее произнесет слова приветствия» :
- дети упражняются в произнесении слов-приветствий с использованием «теплых» интонаций и сами оценивают выказывания друг друга, при этом обязательно обосновывают свое мнение.
* Беседа-диалог «Слово утешает, предостерегает, заставляет задуматься» :
- Педагог напоминает детям стихотворение А. Барто
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
- Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Как нужно произнести эти слова, чтобы они утешили девочку, успокоили? Почему так говорят – «Доброе слово лечит, а худое – калечит»?
/ дети упражняются в произношении слов утешения /.
* Моделирование ситуаций:
- стихотворение Л. Татьяничевой «Будьте добры»
Сколько просьб начинается с «будьте добры»!
«Скажите, который час?»
«Прочтите, - глаза у меня стары…»
«Придите, беда у нас!»
Будьте добры, очень прошу!
- педагог предлагает детям обыграть несколько ситуаций (дети сами предлагают ситуации) : объясняют, какие слова выбрали.
*Психологический этюд «В добрый час молвить, а в дурной - промолчать» :
- дети выбирают карточку с эмоцией, дома с родителями нарисовать сказочного героя, который соответствует этой эмоции, пересказать сюжет, события, сопутствующие этой эмоции:
= «радость» - «Колобок», «Машенька»;
= «ярость» - «Чудо-Юдо».
*Дидактическая игра «Сказку вспомнить нужно» :
- дети разгадывают загадки о сказках :
= Сказки просят : «А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас!»
Не лежится на окошке –
Покатился по дорожке… («Колобок»)
= Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
= Ах, ты Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко… («Кот, петух и лиса»)
= А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)
= По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра… («По щучьему велению»)
= Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом… («Лиса и журавль»)
- дети рассказывают о своих желаниях, в какой бы сказке им хотелось бы сейчас оказаться, как они постарались бы помочь герою, чему бы его научили.
Анализ: дети обсуждают, какая сказка чему учит, о чего предостерегает.
III. Заключительный этап реализации проекта (практический)
*Сказка «Колобок на новый лад»
- Жили-были дед да баба. Жили ладно, только не было у них внуков, вот это их и печалило. Однажды дед и говорит бабе.
Дед: Ох, бабка, скучно у нас во дворе, вот были бы у нас внуки, было бы веселье. Да и по хозяйству нам бы помогали.
Бабка: Не грусти дед, напеку я пирогов и караваев, устроим праздник.
Замесила бабка тесто, оставила его на окошке, подниматься. Рядом зайка гулял, прискакал он из леса, хотел в огороде морковкой полакомиться. Слышал он разговор деда и бабы. Жалко стало зайчику их, решил он им помочь. Взял зайка тесто и стал из него зайчишку лепить. Тут из леса волк прибежал, увидел зайчика и спрашивает.
Волк: Зайка, чего ты это делаешь?
Зайка: Баба тесто замесила, хочет пирогов и караваев напечь. Да вот беда, внуков у них нет. Вот я им из теста зайчика вылеплю, пусть он по двору скачет. Будет веселье для бабы и деда.
Волк: Зайка, отдай мне тесто, лучше я для деда и бабы вылеплю волчонка, он побольше будет. На лугу коровок да овечек пасти будет. Вот польза для деда и бабы.
Взял он у зайца тесто и стал лепить. Зайка хотел тесто забрать обратно. Расшумелись зайка и волк, на шум медведь из леса вышел.
Медведь: Зайка, волк чего вы шумите?
Зайка: Баба тесто замесила, хочет пирогов и караваев напечь. Да вот беда, внуков у них нет. Вот я им из теста зайчика вылеплю, пусть он по двору скачет. Будет веселье для бабы и деда. А волк тесто у меня забрал.
Волк: Лучше я для деда и бабы вылеплю волчонка, он побольше будет. На лугу коровок да овечек пасти будет. Вот польза для деда и бабы.
Медведь: Я тесто возьму, вылеплю медвежонка. Будет он на пасеке помогать деду, мед качать.
Медведь взял тесто, стал медвежонка лепить, только, зайка у него тесто забирает, волк у зайца, медведь обратно у зайца. Путаница получилась, шум еще больше разнесся. Тут на шум лиса прибежала.
Лиса: Чего вы шумите? Чего вы тут без меня делите?
Зайка: Баба тесто замесила, хочет пирогов и караваев напечь. Да вот беда, внуков у них нет. Вот я им из теста зайчика вылеплю, пусть он по двору скачет. Будет веселье для бабы и деда. А волк тесто у меня забрал.
Волк: Лучше я для деда и бабы вылеплю волчонка, он побольше будет. На лугу коровок да овечек пасти будет. Вот польза для деда и бабы. А медведь у меня тесто забрал.
Медведь: Я тесто возьму, вылеплю медвежонка. Будет он на пасеке помогать деду, мед качать.
Лиса: Отдайте тесто мне. Я вылеплю лисичку, будет курочек и петушков зернышком кормить. Вот это будет помощь, так помощь.
Лиса забрала тесто у медведя и стала лепить лисичку. Зашумели звери, всем хотелось помочь. Стали они друг у дружке тесто забирать, не удержали в лапках и уронили. Тесто покатилось по дорожке прямо к крыльцу. Бегут звери следом, каждый лапкой подталкивает, шумят, ссорятся. Тут на крыльцо дед да баба вышли, узнать, кто так шумит. Ахнули, что за ссора.
Дед: Что случилось?
Баба: Ой, вы чего все шумите?
Зайка: Я вам из теста зайчика вылепить хотел, пусть он по двору скачет. Будет веселье для вас, а волк тесто у меня забрал.
Волк: Лучше я для вас вылеплю волчонка, он побольше будет. На лугу коровок да овечек пасти будет. Вам польза, а медведь у меня тесто забрал.
Медведь: Я тесто возьму, вылеплю вам медвежонка. Будет он на пасеке помогать, мед качать, а лиса у меня тесто забрала.
Лиса: Я вылеплю лисичку, будет курочек и петушков зернышком кормить. Вот это будет помощь, так помощь. А они у меня тесто забрали.
Дед: Не ссорьтесь. Спасибо вам за заботу.
Баба: Не печальтесь, давайте тесто сюда. Где тесто?
Стали все по сторонам смотреть, нигде теста нет. И вдруг слышат, кто-то на окошке смеется.
Дед: Ты кто?
Колобок: Я, Колобок!
Баба: Ты откуда взялся?
Колобок: Это меня звери вылепили, для вас старались.
Посмотрели звери на Колобка и расплакались.
Дед, баба, Колобок: Вы чего плачете? Что случилось?
Звери: Колобка жалко! Не хотим его кушать!
Баба: Никого есть не надо! Я сейчас тесто новое поставлю, напеку пирогов. Устроим праздник.
Дед: А, Колобок, останется у нас жить, вы друзья к нам приходите, с колобком играть.
Устроили веселый пир!