инна чумаченко
Проект «Сказка как средство социально-нравственного воспитания младших дошкольников»
▼ Скачать
Проект
«Сказка, как средство социально-нравственного воспитания младших дошкольников»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
"Сказка - это зернышко,
из которого прорастает эмоциональная
оценка ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский
В современном обществе каждый родитель начинает переживать о духовном воспитании своего ребенка. Недаром почти каждый стал задаваться вопросом: «А каким мой ребенок будет в будущем?». Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства формирования нравственных качеств у дошкольников посредством знакомства со сказкой.
Публикация «Проект „Сказка как средство социально-нравственного воспитания младших дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В сказках сохранена мудрость всего народа. Они могут быть основой в воспитании ребёнка в формировании его нравственных качеств. В наше время многие родители не знают, чем занять ребёнка в свободное время. Намного проще посадить ребёнка около компьютера или телевизора. Всегда ли родитель знает, что откладывается в голове у ребёнка в это время. Какие основные нравственные ценности может нести в себе полученная информация?
Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо
создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так
как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании
подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России
отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Наблюдая за детьми с ЗПР 5-го года жизни, мы выявили, что дети не знают своей истории и традиций, жизни наших предков. Это не позволяет в полной мере учить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения этой проблемы нами был разработан проект «Сказка как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». Цель проекта : Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через сказку.
Проект ориентирован на детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических работников. Срок реализации проекта один (учебный) год.
Проект реализуют педагогические работники МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 325 компенсирующего вида» при непосредственном активном участии родителей воспитанников.
Основные ценностные ориентиры
- наличие гармоничных одухотворенных отношений ребёнка к окружающему миру, людям, к самому себе;
- иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
- потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру;
- субъективное психическое и эмоциональное благополучие;
- светлая оптимистическая детская картина мира.
ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 325 компенсирующего вида» посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, РАС,при которых страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер. Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения детьми коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем – учебной деятельностью.
Приоритетные направления:
- Оздоровление и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, как фактор социализации ребенка, предупреждение отклонений в физическом и психическом развитии, а также формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушениями в развитии;
- Формирование основ социальной и жизненной компетенции у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, развитие позитивного эмоционально ценностного отношения к окружающей действительности;
- Развитие потребности в реализации собственных творческих способностей у каждого ребенка;
- Формирование основ духовности, патриотизма через реализацию вариативных программ и проектов.
Дошкольное образовательное учреждение располагает набором помещений, необходимых для организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: музыкально-физкультурный зал, кабинеты специалистов, ИЗО студия, сенсорная комната, методический кабинет.
В группе для реализации проекта созданы специальные психолого-педагогические условий, обеспечивающих развитие детей с ЗПР в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами:
1. Реализуются парциальные образовательные программы (программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников Л. В. Коломийченко «Дорогою добра», Программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне», «Мой родной дом»);
2. Создана развивающая предметно-пространственная среда для самостоятельной активной и целенаправленной детской деятельности:
o Условия для развития игровой, двигательной, познавательно-исследовательской деятельности (игровые уголки, центры экспериментирования, центры двигательной активности);
o Условия для коррекционной работы (коррекционные и логопедические уголки в группах, содержащие игры и пособия по всем разделам коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии);
o Условия для развития детского творчества (уголки изобразительной и конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности детей);
o Условия для развития познавательной активности и речи (познавательные центры);
o Центр патриотического воспитания
o Мини музей русского быта.
o Подобран богатый дидактический материал, пособия, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей.
Рядом с детским садом находятся социально значимые объекты : школа № 158, почта, сберегательный банк, сеть магазинов, бассейн «Нептун», стадион «Сибирь», музыкальная школа № 8, музей Калининского района, библиотека им. Д. С. Лихачева, Павловский сквер, материнский сквер, сквер 40-летия Победы. Территория дошкольного учреждения огорожена, по периметру высажены зеленые насаждения. На территории детского сада расположены прогулочные участки, оборудованных малыми формами, установлена новая спортивная площадка; участки отделены друг от друга кустарниками. В летнее время года высаживается огород, разбиваются клумбы и цветники. Социальные условия микрорайона способствуют успешной социализации воспитанников ДОУ, формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья реальных представлений об окружающем мире и жизни человека, истории и культурных ценностях. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной действительностью в процессе экскурсий и тематических прогулок к прилегающим социальным объектам. Опыт работы учреждения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, позволяет реализовать права каждого ребенка на получение качественного образования и социализацию.
Перспективы развития:
• Повышение квалификации педагогов.
• Активизация родительской общественности, осознанное включение родителей в образовательную деятельность
• Укрепление материально-технической базы ДОУ, что даст возможность ввести в образовательный процесс новые направления развития детей дошкольного возраста.
• Обобщение и распространение опыта педагогического коллектива на региональном, всероссийском и международном уровне, участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Наименование проекта Образовательный проект «Сказка как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Адрес Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 325
города Новосибирска
630075 г. Новосибирск ул. Народная 18
т. 276-21-52
Разработчик проекта Воспитатель : Чумаченко Инна Александровна
Цель проекта
Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через сказку.
Задачи проекта 1. Формировать у детей нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
4. Развивать у детей связную речь, память воображение, творческие способности.
5. Развивать совместное творчество родителей и детей.
6. Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания детей через сказки.
7. Развивать традиции семейного чтения.
Срок реализации 2020-2021уч. год
Ожидаемые результаты На уровне ребенка:
Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
На уровне родителей воспитанников :
Вовлечение родителей, социальных партнёров в образовательно-воспитательный процесс;
Повышение педагогической грамотности и компетентности родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания;
Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
На уровне педагогических технологий:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-нравственного воспитания дошкольников;
Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых проектов;
Создание единого социума : педагоги – дети – родители-общественность в сфере социально-нравственного развития личности дошкольника.
На уровне предметно-пространственной среды :
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства формирования нравственных качеств у дошкольников посредством знакомства со сказкой.
В сказках сохранена мудрость всего народа. Они могут быть основой в воспитании ребёнка в формировании его нравственных качеств. В наше время многие родители не знают, чем занять ребёнка в свободное время. Намного проще посадить ребёнка около компьютера или телевизора. Всегда ли родитель знает, что откладывается в голове у ребёнка в это время. Какие основные нравственные ценности может нести в себе полученная информация?
Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Основные задачи социально-нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Проблема:
Наблюдая за детьми с ОВЗ 6-го года жизни, мы выявили, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Давайте зададимся вопросом: а при чем здесь сказки?
Сказки рассказывали и в древности, рассказывают и сочиняют их и сейчас. Изменились герои, изменились места действия, но одно осталось неизменным - в битве добра и зла добро всегда побеждает. Сказка - это именно такой рассказ, который лучше воспринимается детьми всех возрастов. Она воспитывает и обучает, учит сочувствовать и сопереживать, находить грань между добром и злом. Не забудем о том, что сказки снимают напряжение, которое собирается в детском подсознании. Они вырабатывают-воспитывают в ребенке мужество и веру в справедливость, а также, что немало важно, во время чтения налаживается с малышом эмоциональный контакт. Мир сказок всегда занимателен и разнообразен. Не только благодаря набору персонажей: говорящих животных, чудесных предметов и супер- богатырей. Волшебные истории — кладезь всевозможных случаев из реальной жизни. С их помощью ребенок познает мир и его непростые законы. Сказка – это золотой ключик к душе ребенка! Поэтому мы решили разработать проект : «Сказка как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Цель:
1. Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через сказку.
2. Формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи:
1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
4. Развивать связанную речь, память, воображение.
5. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
7. Развивать творческие способности детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
На уровне родителей воспитанников :
Вовлечение родителей, социальных партнёров в образовательно-воспитательный процесс;
Повышение педагогической грамотности и компетентности родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания;
Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
На уровне педагогических технологий:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-нравственного воспитания дошкольников;
Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых проектов;
Создание единого социума : педагоги – дети – родители-общественность в сфере социально-нравственного развития личности дошкольника.
На уровне предметно-пространственной среды :
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
• Дети 5-6лет с задержкой психического развития и ТНР
• Воспитатели
• Музыкальный руководитель
• Учитель-дефектолог
• Учитель-логопед
• Педагог-психолог
• Родители
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Материально - техническое:
Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
Материалы для продуктивной деятельности
Учебно-методическое:
Детская литература
Методическая литература
Картотека подвижных - хороводных игр, малых фольклорных жанров.
Конспекты бесед.
Подборка мультимедийных презентаций и фильмов по теме проекта.
Макеты, тематические альбомы, папки-передвижки, консультации для родителей
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Вид деятельности Ответственные Сроки
1 этап
(информационно-подготовительный)
Наблюдения, беседы, общение с детьми. Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование по теме.
Подготовка методического и демонстрационного материала.
Мониторинг развития по теме.
воспитатели
группы
октябрь
2020года
2 этап
(основной, организованно-практический)
Создание развивающей предметно-пространственной среды :
• Изготовление мнемотаблиц к сказкам.
Привлечь родителей к изготовлению костюмов и масок к сказкам «Колобок», «Хвостик, который не нравился».
• Изготовление атрибутов к сюжетным играм;
• Пополнение уголка книги различными книгами сказок.
• Приобретение пазлов «Теремок», «Маша и медведь», «Лиса и петух», «Теремок», настольный театр, магнитный театр.
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
Бесед: «Почему зайчик поверил лисе, Кому верите вы?», «За что мне нравится Маша из сказки «Маша и медведь»».
Нравственные уроки: «В тесноте, да не в обиде», «Поспешишь – людей насмешишь», «В дружбе жить – никто не одолеет», «Всякая птичка на свой лад поёт», «Нет друга – ищи, а нашёл береги», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Научит горюна другая сторона».
Дидактические игры: «Кто не спрятался?», «Из чего сделано?», «Рассели животных», «Чей домик?», «Чудесный мешочек».
Речевое развитие:
Чтение, рассказывание сказок.
Драматизации сказок.
Разучивание подвижных игр, песенок, потешек.
конструирование: Конструирование домика для поросят, постройка дома для животных (к сказке «Зимовье зверей», изготовление мордочки собаки в технике оригами из цветной бумаги, «Домик для лисы и зайца» - выкладывание из счётных палочек, «Пирожки» - поделки из солёного теста.
Развлечения: показ сказки «Колобок на новый лад», «Хвостик, который не нравился», выездной музей «Знакомство с русской игрушкой»
В работе с родителями:
Консультация: «Воспитание сказкой», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Какие сказки читать детям».
Папка-передвижка: «Как знакомить детей со сказкой?»
Изготовление родителями атрибутов для сюжетных игр и театрализованной деятельности.
Поход в музей русской народной сказки.
Совместная работа с детьми и родителями:
Развлечение с родителями: показ сказки «Колобок на новый лад»
Совместное изготовление книжек-малышек по любимым сказкам.
воспитатели группы,
родители, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель,
педагог-психолог
Ноябрь-май
2020-2021 год
3 этап – заключительный
Организация и показ сказки для детей и родителей «Хвостик, который не нравился»
Итоговая диагностика.
Анализ приобретённых знаний детей.
Анализ и обобщение результатов проекта, презентация проекта.
воспитатели группы, учитель-логопед, дефектолог
май
2021 года
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении книжек-малышек «Герои наших любимых сказок»(совместно с детьми) ; приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Педагоги группы получи положительные отзывы об организованной в ДОУ выставке детско-родительских работ по теме проекта.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Сказка как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Данный проект может быть реализован образовательной организацией (дошкольной, общеобразовательной, дополнительного образования,заинтересованной в развитии своих воспитанников с позиции компетентностного подхода. Реализация проекта возможна с детьми с нормативным развитием и с детьми с нарушениями развития разной этиологии.
Уникальность данного проекта заключается в том, что благодаря специально созданным условиям, мы смогли адаптировать образовательный материал для детей с ограниченными возможностями здоровья, сделать его доступным, интересным, увлекательным, обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2014.
2 КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании : Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
3 И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
4 Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
5 Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 2004.
6 Русские народные сказки под редакцией Волковой Т. С., Лабиринт, 2015 г