Евгения Пономарева
Проект «Семья — ключик от счастья»
▼ Скачать +Заказ
]Проект "Семья-ключик от счастья"
Помог случай. Как-то я наблюдала, как дети собирали пирамидки. Говорю им о том, что сегодня мы будем беседовать на тему, что такое семья. Давайте представим, что все ступени семьи или семейного рода можно обозначить этими колечками. Давайте возьмём первое кольцо – самое большое и наденем на пирамидку. Это кольцо будет обозначать ваших прабабушку и прадедушку – родителей ваших бабушек и дедушек. Как вы думаете, ребята, как тогда можно назвать следующее кольцо? Ответ: бабушка и дедушка. Правильно: тогда можно надеть на пирамидку второе кольцо. Теперь надеваем третье кольцо. Какое название будет носить оно? Ответ: мама и папа. Тоже правильный ответ. Надеваем на пирамидку четвёртое кольцо. А оно какое название будет носить? Да, вот это кольцо вы сами, давайте и его наденем на пирамидку. Но посмотрите, у нас осталось ещё одно кольцо, самое маленькое, а всех членов вашего рода мы уже перечислили. Что обозначает это кольцо? Ответ: ваших будущих детей. И что же получилось в результате? (пирамидка) на чём держится вся пирамидка? (на самом большом кольце). Давайте вспомним, как мы назвали это кольцо, кого оно обозначает? (прадедушку и прабабушку).
Публикация «Проект „Семья — ключик от счастья“» размещена в разделах
Актуальность проблемы.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевает родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.
А ведь, семья – это социальный институт, в котором осуществляется семейное воспитание ребенка.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
На основе проблемной ситуации мы выбрали тему проекта :
«Семья – ключик от счастья».
Гипотеза
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, за-кладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Используя методы и приёмы работы по проекту можно добиться не только уровня усвоения программного материала, но и изменению определённых качеств ребёнка, способствующих развитию устойчиво-положительных, уважительных отношений в семье, формированию этических представлений и стремлению эмоционально объединить родственные связи.
Тип проекта : групповой, игровой, творческий.
Цель проекта :
Помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Воспитывать желание заботиться о близких. Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе. Развивать чувство гордости за свою семью.
Задачи:
воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
формировать понятие «Семья»;
расширять представления о родственных отношениях;
формировать основы представления о родословной, как истории семьи и традиций;
активизировать участие родителей в жизни группы;
развивать коммуникативные навыки детей;
Долгосрочность проекта :
Долгосрочный (6 месяцев).
Участники:
дети средней группы, педагоги группы, родители.
Ожидаемый результат:
Малыш постепенно познаёт историю своей семьи, кем были его деды и прадеды, чтобы ребёнок ими гордился.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
В одной из бесед обращаю внимание на то что, семьи могут быть многодетными. - это когда в семье много детей. Здесь вступил в разговор Рома Лях: «Ну, это точно про нашу семью : у меня четыре сестры и я пятый». Я попросила, чтобы он рассказал о своей семье. На что мне дан был ответ: «А, вот приезжайте все к нам в гости и сами увидите – какая у нас дружная семья». Так мы побывали в гостях в этой удивительной, очень дружной и приветливой семье.
Видео (семья Лях)
В процессе реализации данного проекта дети отражали накопленный опыт в творческой деятельности: в коллективной работе – «Корзина цветов для наших мам», в рисовании на темы «Моя семья», «Поздравительная открытка», «Мой дом»; в лепке «Угощение ко Дню рождения», в конструировании и ручном труде «Моя комната», Скамеечка для бабушки»;
Но ведь родственники у нас не только мамы, бабушки, папы и дедушки. У ваших мам и пап есть братья и сестры, и у многих из вас тоже есть братья и сестры. Поэтому большой род было принято изображать в виде дерева, в котором каждая веточка обозначала кого-то из родных. Такое дерево имеет трудное научное название – «генеалогическое древо». Вот посмотрите, здесь крупно изображено такое семейное древо семьи Чибизовых. Я принесла домашние фотографии родных. И на примере моих фотографий мы будем размещать их на приготовленном мною заранее «генеалогическом древе». Вот, посмотрите, у меня в руках портреты моих бабушки и дедушки, это самые старые фамильные фотографии. На нашей схеме мы разместим такие фотографии там, где нарисованы корни древа. Разместив все фотографии, обращаю внимание на то, что оно имеет ещё один пример – семьи. А ещё я рассказала, что можно придумать эмблему семьи, девиз. Дети не знали значения этих слов и предложила им расспросить об этом родителей. Каково же было наше удивления, когда на следующий день, дети принесли изготовленные совместно с родителями и семейные древа, и эмблемы, и девизы. Ребята наперебой рассказывали о своих родственниках, о семенных увлечениях и пр. Опять создаю проблемную ситуацию: а что же мы будем делать совсем этим материалом? Последовало много предложений. И в итоге мы решили сделать выставку «Дерево держится корнями, а человек семьёй»
Слайд (генеалогическое древо, семейные эмблемы, девизы и пр)
План реализации проекта :
Презентация альбомов «Моя семья»; Путешествие в прошлое моей семьи».
Презентация: семейных эмблем, «генеалогических деревьев».
Выставка рисунков и фото-"Ребенок с пеленок".
Конкурс семейных рисунков «Моя семья».
Досуг «При солнышке тепло – при матушке добро»».
Развлечение «Мы женщину мать сегодня славим, ей пальму первенства несем».
Изготовление макетов: «Мой дом», «Моя комната», «Кухня» и пр.
В результате проведения проекта нами установлено, что дети полностью освоили понятие моя семья. Могут назвать членов своей семье. Ведь благодаря семье дети узнали, что такое забота, внимание, любовь и дружба.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Дети проявляют заботу и уважения ко всем членам семьи.
Дети проявляют уважительное отношение к окружающим людям.
Дети имеют представление о родственных отношениях:
-о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции;
- Дети имеют представление о родословной как истории семьи
С. Баруздин «Мамина работа»
Э. Мошковская «Про бабушку»
В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»
Н. Носов «И я помогаю»
Л. Н. Толстой «Старый дед и внечек»
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
В. Осеева «Сыновья», «Волшебное слово», «Хорошее», «Отомстила»
В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская сказка «Три дочери», р. н. с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»
Разучивание пословиц о доме, близких.
Чтение художественной литературы : Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», Л. Воронкова «Что сказала бы мама».и т. д.
Загадывание загадок.
Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о семье, о родителях, о доме.
Рисование на темы «Моя семья», «Поздравительная открытка», «Мой дом».
Аппликация «Консервирование овощей».
Лепка «Угощение ко Дню рождения».
Изготовление подарков для пап ко Дню защитника Отечества и для мам к 8 марта.
Коллаж «Моя мама – самая лучшая», «Корзина овощей».
II Самостоятельная деятельность детей:
рассматривание книг, иллюстраций, фото, альбомов, открыток;
раскрашивание картинок о семье, доме и пр. в раскрасках.
Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
Составление рассказов о семье, сочинение стихов, загадок.
Настольные игры: «Моя семья», «Наш огород».
Рассматривание в библиотечке художественной литературы.
Самостоятельная творческая деятельность.
Игры в театральном уголке.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки матери» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Утро в семье в День рождения!»
Дидактические игры «Дом», «Играем в профессию», «Кем быть?»
III Совместная работа воспитателей, детей и родителей
Совместное творчество родителей и детей –
выставка поделок из природного материала «Чудо с грядки»;
выставка семейных работ:
- «Моя семья».
- «Родословная – старинная русская традиция».
- «Образ моей семьи».
- «Наши путешествия».
- «Мир семейных увлечений».
-«Путешествие в прошлое моей семьи».
- Создание книжки – самоделка «Моя семья».
- Изготовление семейного или родословного дерева: «Генеалогическое древо», «Девиз семьи», «Эмблема, символ семьи», «Гимн семьи».
- Выставка совместных рисунков детей и родителей «Моя семья».
-Коллаж «В огороде и в саду я помощником расту».
-Коллаж «Моя семья», «Создаем образ своей семьи».
-Изготовление семейного герба:«Наша дружная семья».
-Фотовыставка: «Как мы отдыхаем».
IY Работа с родителями
Родительское собрание: «Влияние внутрисемейных отношений на нравственно-патриотическое воспитание ребёнка».
Папка -передвижка «Игра – детская школа ознакомления с социальной действительностью».
Папка-передвижка: «Воспитание патриотов своей родины на традициях отцов и дедов нашей станицы»
Круглый стол: «Семейные традиции и досуг в семье»
Консультация : «Уроки нравственности»,«Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании детей», «Как мы формируем патриотические чувства у детей», «Как организовать двигательную активность ребёнка дома,)«Игра с ребёнком в вашей семье», «Формирование гражданской принадлежности у детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс фольклорных произведений»
Буклет: «Как воспитывать любовь к родному краю у ребенка?», «Ребёнок трудится дома», «Игра и труд», «Как воспитывать трудолюбивого ребёнка»
Семинар-практикум:«Вечер - кубанских народных игр», Приобщение детей к народным традициям через фольклор», «Создание эскизов оформления родословной»
Летний турпоход по окрестностям станицы
Папка-передвижка «СЕМЬ «Я «– одна семья».
газета «Нравственно-патриотическое воспитание»
Фотовыставка «Не мешайте мне трудиться»;
Выставка поделок из природного материала «Чудо с грядки»
Изготовление буклета «Семья опора счастья»
Памятка родителям:
• «Роль благоприятной атмосферы в доме».
• «О правах ребёнка».
• «Читайте детям!».
Консультации:
• «Играйте с ребёнком»
• «Роль отца в воспитании ребёнка»
• «Отношения родителей друг к другу-пример для ребёнка»
Оформление стенда «Русская народная мудрость о воспитании»
- Анкетирование родителей «Что значит для меня семья;
- Круглый стол «Семья в современном обществе».
Консультации: «Игры, в которые рекомендуется играть дома», «Путешествие в прошлое моей семьи»
Подведение итогов:
презентация альбомов «Моя семья»; Путешествие в прошлое моей семьи»
Выставка рисунков и фото-"Ребенок с пеленок"
Конкурс рисунков «Моя семья».
Памятка «Советы по воспитанию внуков».
Досуг «Мама – солнышко моё».
Развлечение «Мы женщину мать сегодня славим, ей пальму первенства несем».
Изготовление макетов: «Мой дом», «Моя комната», «Кухня» и пр.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Дети:
В результате проведения проекта нами установлено, что дети полностью освоили понятие моя семья. Могут назвать членов своей семьи, профессию своих родителей. А так же научились уважать и ценить труд взрослых. Ведь благодаря семье дети могут узнать, что такое забота, внимание, любовь и дружба.
Знание детьми информации о своей семье.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Проявляют уважительное отношение к окружающим людям.
Имеют представление о родственных отношениях:
-о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции;
-имеют представление о родословной как истории семьи.