Наталья Федотова
Проект «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе
О. В. Токмакова
Тип проекта : групповой, краткосрочный, творческий.
Направление образовательной деятельности: интеграция образовательных областей (физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие)
Срок реализации: 1 неделя
Участники: воспитатель, родители, дети подготовительной группы.
Публикация «Проект „Семья“» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья».
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта :
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемые результаты.
За время реализации проекта «Моя семья» планируется повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи. Ресурсное обеспечение проектной деятельности.
Обеспечение проектной деятельности. Информационные ресурсы:
1. https://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.
2. https://www.detskiysad.ru/ - Портал Детский сад. Ру. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.
3. https://detsadd.narod.ru/ - Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей.
4. https://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0115.shtml - Статьи по детской психологии. 8. https://www.razumniki.ru/- Сайт содержит разнообразную информацию о воспитании и обучении детей от самого рождения.
5. https://detsad-kitty.ru/ - Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов.
6. https://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
Этапы проектной деятельности
Подготовительный этап
-Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
-составление бесед с детьми на тему «Моя семья»;
-подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик- семицветик», «Мамина работа» Е. Пермяк, татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
-рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья»;
-просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка»;
Анкетирование для родителей «Семья» (Приложение1)
Для детей сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний о своей семье. (Приложение 2)
Основной этап
№ Название мероприятия Форма Участники Задачи Ожидаемые результаты
1 «Что такое генеалогическое дерево?». (Приложение 3)
(Приложение4) Консультация
Беседа
Родители
Воспитанники подготовительной группы Расширять кругозор родителей и детей терминами родственных отношений («род», «родители», «родословная», «семья». «родные», «близкие»); развивать связную речь при составлении рассказа о своей семье. Дети и родители владеют терминами родственных отношений («род», «родители», «родословная», «семья». «родные», «близкие»); составляют рассказ о своей семье.
2 «Моя дружная семья» (Приложение6) Беседа Воспитанники подготовительной группы Развивать у детей коммуникативные умения, расширить представления о семье - Учить ориентироваться в родственных отношениях - Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений - Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей - Воспитывать заботливое отношение к членам семьи У воспитывается любовь и уважение к своей семье.
3 Чтение художественной литературы В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»,К. Ушинский «Косточка», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Чтение художественной литературы Воспитанники подготовительной группы Стимулировать развитие познавательной деятельности;
Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей. У детей расширяется понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей; пополняется словарный запас.
4 «Профессии моих родителей» (Приложения 5)
Чтение художественной литературы Е. Пермяк «Мамина работа». Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» Нод, беседы, чтение художественной литературы Воспитанники подготовительной группы Пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека,развитие познавательной активности и кругозора детей,формирование нравственных ценностей.
Прививается уважительное отношение к профессиям своих родителей, к труду человека.
5 Рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья».
Рассматривание репродукций картин. Воспитанники подготовительной группы. Развить художественно-эстетический вкус у детей; познакомить с русскими художниками; привить уважительное отношение между членами семьи. У детей развивается художественно-эстетический вкус ; познакомиться с русскими художниками; прививается уважительное отношение между членами семьи.
6 Дидактические игры «Родство», «Семья», лото «Моя семья», “Кто ты для… ”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям? ”, “Кто ты для бабушки? ”, Огорчится ли мама, если.».(Приложение 8) Дидактические игры Воспитанники подготовительной группы. Воспитывать сообразительность, находчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами. У детей развивается словарный запас слов.
7 Сюжетно-ролевые игры «Семья». «Дочки-матери» Сюжетно-ролевые игры Воспитанники подготовительной группы. Воспитывать у детей любовь к родителям, уважение к старшим; продолжать учить детей самостоятельно придумывать сюжет игры, разворачивать сюжетную линию, воспитывать доброжелательность к сверстникам, умение играть вместе. Дети учатся общаться между собой.
8 «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка». Просмотр мультфильмов Воспитанники подготовительной группы. Воспитывать у детей любовь к родителям, уважительное отношение к старшим. Учатся анализировать увиденное, делать свои выводы.
9 Интегрированное занятие по развитию речи с элементами рисования на тему: «Моя семья» (Приложение 6) Нод Воспитанники подготовительной группы. Учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности;
закреплять представления о круглой и овальной формах, формировать умение рисовать их;
учить видеть эмоциональное состояние, передавать радость;
воспитывать усидчивость, терпеливость на занятии; а также в процессе рисования продолжать развивать память, мышление, внимание Расширять знания детей о семье, о членах семьи.
Закрепить знания детей о том, что в семье все заботятся друг о друге, всегда помогают.
Учить правильно называть членов семьи, составлять небольшие рассказы о своей семье.
Развивать связную речь, внимание, мышление.
Воспитывать любовь к членам своей семьи, гордость за свою семью.
10 Разучивание стихов, подарков, танцев к 8 марта. (Приложение 7) Воспитанники подготовительной группы. Совершенствовать диалогическую речь; совершенствовать двигательные навыки; формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное; учить доводить начатое дело до конца. У детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, творческие способности, память, мышление.
11 Оформление выставки «Моя мама мастерица» Воспитанники подготовительной группы.» Выставка Воспитанники подготовительной группы, родители Показать детям какие их мамы творческие У детей развивается чувство гордости и уважения за свою маму-рукодельницу.
Заключительный этап
1. Музыкальный праздник «8 Марта»
2. Выставка работ «Моя мама мастерица»
3. Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта.
4. Анализ результатов диагностики дошкольников.
Конкретные ожидаемые результаты.
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
-имена дедушек, бабушек;
-смогут составить рассказ о членах своей семьи;
-пополнят словарный запас;
-приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
-научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
-у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители
-приобретут знания о семейных и народных традициях;
-укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
-у них будет развито чувство гордости за свою семью;
-будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
-научатся составлять древо семьи.
Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье. (В начале проекта)
Ф. И. ребёнка Ребёнок Ф. И. О Баба, дед Дом. адрес Семейные традиции Семейные реликвии
Фамилия Имя Отчество Матери Отца Родители отца Родители матери Село Улица № дома
18ч 18ч 6ч
7ч
5ч 16ч
2 ч
15 ч
3ч
2ч
6ч
10ч
5ч
6ч
7ч
14 ч
3ч
1ч
13ч
3ч
2ч 6ч
9ч
3ч
5ч
13ч
18ч
При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье. (В конце проекта)
Ф. И. ребёнка Ребёнок Ф. И. О Баба, дед Дом. адрес Семейные традиции Семейные реликвии
Фамилия Имя Отчество Матери Отца Родители отца Родители матери Село Улица № дома
18 ч
18ч 8ч
6ч
4ч 16ч
2ч
15ч
3ч
5ч
8ч
5ч
8ч
4ч
6ч 14ч
4ч
16ч
1ч
1ч 10ч
7ч
1ч 12ч
4ч
2ч 4ч
4ч
10ч
Условные обозначения: – хорошо, – затрудняется, – не знает..
1. В конце проекта дети лучше стали знать свои корни, хорошо представлять, что такое род, родословная, семья.
2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.
3. В процессе работы над проектом я как и дети более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.
В среднем уровень знаний воспитанников подготовительной группы по теме «Семья» повысился с 37% до 72%.
Список литературы:
1. Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 2005.
2. Сапронова О. В. Моя родословная. Создание генеалогического древа. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/proekt-moya-rodoslovnaya-sozdanie-genealogicheskogo-dreva (дата обращения 1.05.2014).
3. Толковый словарь современного русского языка (под ред. С. И. Ожегова). М., 2004.
4. В. И. Петров «Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. Мозаика –Синтез. 2005.
5. ДозороваМ. А., Кошлева Н. В., Кроник А. А. «СемьЯ» : я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки: Программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. – М. АРКТИ, 2008.- 100с. 6. ИвановаН. В., Бардинанова Е. Ю., КалининаА. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2008. – 128с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 5. Кротова Т. В., Позднякова Е. С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007.- №4.- С. 66-72. 7. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88с. – электронная версия