Кливиткина Вера Николаевна
Проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Л. Н. Толстой
Проект «Моя семья».
Нужно помнить, что будущее создается сегодня! С семьи начинается всё. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.
Публикация «Проект „Моя семья“» размещена в разделах
Воспитание любви к Родине начинается в семье. Членов семьи объединяют кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя детского сада - донести эту мысль до родителей.
В нашем детском саду был разработан и реализован проект «Моя семья».
В реализации проекта принимали участие педагоги, дети и родители.
Цель проекта : способствовать укреплению детско-родительских отношений в семье, воспитывать любовь и уважение к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
В качестве основных задач проекта были определены :
• Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
• Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей, семейных увлечениях.
• Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
• Укреплять детско – родительские отношения.
Особенность проекта заключалась в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Проект «Моя семья» проводился в три этапа: подготовительный, этап реализации и подведение итогов.
Подготовительный этап: изучение методической литературы и материалов журналов «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», «Управление ДОУ» и др., интернет-сайтов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьёй; проведение консультаций, семинаров, подбор детской художественной литературы и мультфильмов по теме «Моя семья», изучение составления родословной, составление памяток, буклетов, рекомендаций для родителей. Затем у учётом приобретённых знаний педагоги проводят работу по взаимодействию с родителями. План работы с педагогами по вопросам взаимодействия с семьёй представлен в приложении 1.
Этап реализации предусматривает проведение разнообразных форм работы с детьми и родителями. На данном этапе проходила тесная совместная работа воспитателей, детей и родителей. Воспитатели консультировали родителей по вопросам составления родословной и герба семьи, оформлению тематических фотоальбомов, семейных стенгазет, фотоальбомов и др. Подробно формы работы с детьми и родителями представлены в приложении 2.
На завершающем этапе подводятся итоги реализации проекта. По завершении проекта «Моя семья» была организована выставка, которую сотрудники детского сада и родители вместе с детьми. На Педагогическом совете выявлены результаты педагогической деятельности воспитателей, анализ проделанной работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу.
Результативность проекта.
Родители приняли активное участие в проекте. При создании герба семьи они отразили основные традиции историческое начало, ценности своей семьи, жизнедеятельность её членов, место детей в семье.
Составление родословной стало одним из интересных заданий. Родители вместе с детьми отыскали старые фотографии, вспомнили прабабушек и прадедушек, составляя генеалогическое древо. Многие семьи оформили стенгазеты, в которые вошли рубрики: «Герб и девиз семьи», «Наши увлечения», «Фирменное блюдо» и семейные фотографии.
В процессе работы над проектом педагоги более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями и увлечениями, особенностями семейного воспитания.
Работа по реализации проекта «Моя семья» вызвала эмоциональный отклик у всех участников. А, главное, ещё больше сплотила родителей, детей и воспитателей. Ведь вместе – мы одна большая семья!
Приложение 1.
План работы педагогов по вопросам взаимодействия с семьёй.
1. Цикл методических чтений.
- Подборка методической литературы, статей из журналов и их изучение по вопросам организации работы с родителями.
2. Сайт-экскурсии.
- Самостоятельное изучение педагогами интернет-сайтов по организации разных форм взаимодействия с семьёй.
5. Консультации.
Цель: расширение теоретических и практических знаний педагогов, повышение их профессиональной компетентности в вопросах взаимодействия с родителями.
- «Оформление стендов для родителей».
- «Детская субкультура».
- «Создание мини-музеев».
- «Изучение истории составления родословной».
- «Семейный герб».
4. Создание минибиблиотеки.
- Подбор детской художественной литературы для использования в работе с детьми в рамках проекта.
5. Работа мини-типографии ДОУ.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей, привлечение родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
- Разработка и распечатка методических рекомендаций и консультаций для родителей.
- Выставки фотоматериалов, иллюстративного материала.
- Изготовление памяток для родителей.
6. Создание тематических альбомов.
Подборка материала и оформление альбомов:
-«Пословицы и поговорки о семье».
- «Стихи о семье».
- «Мудрые мысли о семье» - высказывания писателей,
философов, педагогов и других великих людей о
семье и семейных ценностях.
- «Семейное хобби».
- «Семейное фирменное блюдо».
- «Родственные связи».
- «Коллекция увлечений»
7. Педагогический совет.
- Подведение итогов реализации проекта «Моя семья»
Приложение 2.
Формы работы с детьми и родителями.
Совместная деятельность педагога с детьми.
1. Чтение художественной литературы.
- В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).
- Чтение и заучивание стихов о членах семьи.
- Заучивание пословиц и поговорок о семье.
2. Выставки рисунков на тему «Моя семья».
Рисование детьми самостоятельно и совместно с родителями рисунков на
тему «Моя семья».
3. Детские игры.
Проведение дидактических игр «Кто старше?»,
«У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься
своим родителям?», “Кто ты для бабушки?» и др. ;
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
4. Беседы с детьми.
Проведение бесед «Моя дружная семья», «Папа – мой лучший друг», «Семейное увлечение», «Как я помогаю бабушке» и др.
Совместная деятельность родителей и детей.
1. Беседы родителей с детьми.
Беседы с детьми о своей семье, родственниках, рассказы о своем детстве,
о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
2. Семейный герб и девиз семьи.
Создание семейного герба (рисунок, аппликация). В работах отражены
основные традиции и ценности семьи, профессии родителей, место детей в
семье.
3. Родословная семьи.
Составление родословной семьи – одна из интересных форм совместной
работы родителей и детей.
4. Семейные стенгазеты и фотогазеты.
Оформление семейных стенгазет, отражающих традиции, увлечения и
занятия всех членов семьи.
5. Альбом «Семейное хобби».
Оформление альбомов «Семейное хобби», в которых рассказывается о
семейных увлечениях или хобби. Созданные родителями и детьми альбомы
могут быть иллюстрированы фотографиями или рисунками.
6. Альбом «Семейное фирменное блюдо».
Составление альбома с рецептами фирменных семейных блюд.
6. Фотоальбом «Отдыхаем всей семьёй».
Оформление фотоальбомов «Отдыхаем всей семьёй».
6. Книжки-самоделки.
Изготовление книжек-самоделок на темы:
-«Пословицы и поговорки о семье».
- «Стихи о семье».
- «Родственные связи».
Формы работы с родителями.
1. Родительское собрание.
Проведение групповых родительских собраний, на которых воспитатели
рассказали о содержании проекта «Моя семья».
2. Консультации.
Проведение консультаций для родителей на темы:
- «Составление родословной».
- «Как создать герб своей семьи».
3. Индивидуальные беседы - консультации.
Индивидуальные консультации для родителей по участию в реализации проекта «Моя семья».
3. Материалы мини-типографии ДОУ.
Вниманию родителей предлагаются памятки, рекомендации на темы:
- «Памятка по составлению родословной» (с эскизами по ее оформлению).
- «Семейное увлечение или хобби».
- «Уважайте увлечение или коллекцию вашего ребёнка» и др.
4. Выставка «Моя семья»
Посещение родителями и детьми выставки «Моя семья», на которой представлены разнообразные экспонаты: семейные газеты и фотоальбомы, рисунки детей, семейные гербы и родословные, тематические альбомы «Семейное фирменное блюдо», «Коллекция увлечений», книжки-самоделки и др.