Елена Скоробогатько
Проект «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья источник вдохновенья
Где рядом взрослые и дети
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе
Цель проекта :
• Формирование у детей первоначальных представлений о семье, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта :
• Формировать у детей представление о семье, о родственных отношениях между «близкими» ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, бабушка, дедушка).
• Развивать коммуникативные навыки детей
Публикация «Проект „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность)
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях
• Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи.
• Понимание значимости семьи в жизни каждого человека
Проблема:
1. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.
2. Утрата функции семьи передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
3. Разобщенность между семьей и детским садом.
Участники проекта :
Дети, родители, педагоги группы.
Реализация проекта : 1 неделя. групповой, кратковременный.
Вид проекта : творческий.
Актуальность проблемы
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.
План по реализации проекта :
I этап – накопление знаний.
Дни недели:
• Работа с детьми.
• Работа с родителями.
Пятница:
Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток. Вовлечь родителей в работу над проектом.
II этап – практический.
Понедельник
• Рисование с элементами аппликации.
• Д/и «Назови ласково».
• Беседа о братьях и сёстрах.
• Чтение художественной литературы; Изучение истории семьи.
• Изготовление родителями кукол для театра по мотивам русских народных сказок.
Вторник
• Чтение стихотворений о маме.
• Пальчиковая игра «Моя семья».
• Беседа «Моя мама», познакомить детей с трудом мамы.
• С/р игра «Мама варит обед»
• Подбор художественного слова, пословиц по теме проекта.
Среда
• Д/и «Как тебя зовут?».
• Беседа «Я и мой папа», познакомить с профессией папы.
• С/р игра «Помощники»; Сочинение стихотворений о собственной семье.
Четверг
• Беседа с детьми о бабушках и дедушках.
• Чтение рассказов и стихотворений бабушке, дедушке.
• Пальчиковая игра «Ладушки».
• Игра на развитие мелкой моторики рук «Поможем бабушке» (наматывание ниток в клубок) .
• Изготовление генеалогического древа семьи.
• Подготовка к семейному празднику.
III этап – заключительный.
Пятница
• С/р игра «Семья»
• Составление с детьми рассказов о членах семьи : «Моя семья».
• Оформление альбома «Моя семья»; Обобщение результатов работы - конкурсу «Моя любимая семья» :
• чтение стихов о своей семье;
• конкурс блюд «Наше любимое блюдо»;
• чествование победителей.
Реализация проекта «Я и моя семья» :
• Подготовительный этап: (вхождение в тему).
• Опрос детей на тему «Что я знаю о семье?».
• Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».
• Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о семье.
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
• Основной этап:(продуктивный, совместная деятельность с детьми).
Образовательные области.
Познавательная деятельность:
Дидактические игры «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало, «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений). «Собери портрет из деталей», «Составь семью из фигурок». «Радость - или огорчение?» (родителям, от поступков детей; с черными и белыми фишками) и другие.
Просмотр презентации на тему «Семья». Рассматривание фотографий членов семьи, альбома «Профессии наших родителей». Рассматривание репродукций картин по теме «Мать и дитя».
Решение проблемной ситуации «Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку. ?».
Познавательное занятие «Я и моя семья».
Художественно – продуктивная деятельность:
Создание коллажа портретов «Фоторобот».
Создание портретов своих родителей (подрисовать глаза, волосы нужного цвета).
Коммуникация:
Чтение художественной литературы: р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси –лебеди», Д. Габбе «Моя семья», Н. Артюхова «Трудный вечер", разъяснение пословиц. Рассказы детей о своей семье. Рассказ педагога из личного опыта на тему «Моя семья». Чтение стихотворений о семье.
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые, режиссерские, строительные игры.
Сотрудничество с семьей :
Конкурс – выставка : Создание группового альбома «Профессии наших родителей». Конкурс – выставка фотографий «Это Я – и моя семья». Участие в подготовке музыкального праздника «Осень, осень – в гости просим».
Взаимодействие со специалистами:
Музыкальный праздник «Осень, осень – в гости просим».
Анкета «Знакомство с семьей ребенк»
Художественная литература,стихотворения
Рассказ «Мама» Д. Грабе
Самое лучшее слово на свете – мама.
Самая хорошая на свете мама – моя.
Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда идем в детский сад, держит за руку.
- Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Все вокруг зеленое, и цветов много. Детей тоже много. Мама сидит на скамейке и говорит с другой мамой, а мы куличики лепим. Всамделишные их песка. Мама смотрит на меня и смеется. И цветы смеются. Мама очень добрая, когда улыбается. И я улыбаюсь ей.
Рассказ К. Д. Ушинского
«Вместе тесно, а врозь скучно»
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно?
Беседа «Бабушкины руки»
Воспитатель обращает внимание на то, что у каждого две бабушки: одна бабушка – мамина мама, другая бабушка – папина мама. Уточняет, знают ли дети, как зовут их бабушек, напоминает, что бабушкам нужно помогать.
- У кого бабушка живет вместе с вами? К кому бабушка приезжает в гости? Играете ли вы с бабушкой? Читает ли она вам? Гуляет ли с вами?
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение о бабушке. Называется «Бабушкины руки», написал Л. Квитко.
Я с бабушкой своею
Дружу давным- давно
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Летают, вяжут, метят,
Все что-то мастерят.
Так вкусно жарят гренки,
Так вкусно сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Нет рук проворней, краше-
То тут они, то там.
Весь день снуют и пляшут
По полкам, по столам.
Ко сну ночник засветят-
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук
Семья.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Любили тебя без особых причин
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей
Дома
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное-
Домой так и тянет меня.
Агния Барто
***
В семейном кругу
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
***
Мы с мамой делали котлеты
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом.
Как вместе быть нам хорошо.
***
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки.
А если кому- нибудь надо помочь,
***
Ладушки-ладушки. Где были?
У бабушки.
А у бабушки ладони добрые - предобрые,
Ведь работали ладони долгими голами.
Пахнут добрые ладони щами, пирогами.
По кудрям меня погладят добрые ладони,
И с моей печалью сладят теплые ладони.
Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки.
***
У меня есть дедушка, как зима седой.
У меня есть дедушка с белой бородой.
Мне на все мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему 100 лет.
Пословицы и поговорки о семье :
В недружной семье добра не бывает.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет такого дружка, как родная матушка.
На что и клад, коли в семье лад.
Братская любовь лучше каменных стен.
Птица рада весне, а младенец матери.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
У милого дитяти много имен.
Бабушке – один только дедушка не внук.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Загадки про семью :
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша … (Мама)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)
Вот ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы — … (Семья)
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — (Дед)
Пусть не хожу я в детский сад,
Я дома ем оладушки.
Пенсионерка, я и рад,
Моя родная (Бабушка)
Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь — по делу,
И хвалишь — с душой!
Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо — научишь,
За шалость простишь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.
Ответ: Папа
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
Ответ: дорогая мама
Конспект интегрированной оод
"Моя дружная семья"
для детей второй младшей группы
Цель:
Формирование у детей представления о доме, семье, родителях. Воспитывать уважение и любовь к близким.
Задачи:
- дать понятие о семье;
- обогатить словарный запас, дать родственные понятия;
- ввести в активный словарь детей имена существительные (семья, родители, сын, дочь, брат, сестра, взрослый, ребенок, имена прилагательные (верхний, нижний);
- активизировать глагольный словарь (игра «Кто что делает);
- стимулировать детей рассказывать о своей семье;
- развивать основные виды моторики: общую и мелкую, учить координировать речь с движением, развивать чувство ритма;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память.
Оснащение: пособие «Дом», сюжетные картинки «Семья».
Ход оод:
1. Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй Солнце! (Руками описать большой круг)
Здравствуй Земля! (Плавно опустить руки на ковер).
Здравствуй наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
2. Дом. Попросить детей сесть на стульчики, показать детям пособие «Дом» и спросить, что они видят. Сообщить, что в этом доме живет семья – родители и их дети.
Откройте одно из четырех окошек (в нем картинка с изображением мужчины) и задайте вопрос: «Это взрослый или ребенок?» (Взрослый.) «Это папа или мама?» (Папа.) «А папа какой?» После того, как малыши ответят, закройте окошечко. Затем откройте в домике следующее окно (в нем картинка с изображением женщины). Задаем аналогичные вопросы.
После этого открываем еще одно окошечко и спрашиваем «Это девочка или мальчик?» (Девочка) «Это сын или дочка?» (Дочка.) Открываем последнее окно – в нем изображение мальчика. Спросить малышей: «Это девочка или мальчик?» (Мальчик.) «Это сын или дочка?» (Сын.)
Попросить детей по очереди вспомнить и показать, кто из членов семьи у какого окошечка сидит, а затем – открыть указанное окно и проверить правильность своего ответа. При этом следить за тем, чтобы дети употребляли слова «папа», «мама», «дочка», «сын». Затем спросить: «Кто находится в верхних окошках?» Дети отвечают: «Мама и папа» Задать новый вопрос: «Кто их может назвать одним словом?» (Родители)
Аналогично уточнить: «Кто сидит у нижних окошек?» (Дети – сын и дочка). Сообщить малышам, что семье детей можно называть словами «брат» и «сестра».
3. Кто что делает? Предложить малышам «зайти» в дом и посмотреть, кто из членов семьи чем занят. Предъявить сюжетные картинки «Семья».
Попросить детей показать на картинке папу, маму, дочку Олю и сына Колю и рассказать, кто из них чем занят. Дети дают ответы и сопровождают их соответствующими движениями.
Мама моет посуду. (Положить одну ладонь на другую и ней круговые движения, как будто моем тарелку)
Папа чинит табуретку – (Указательными и большими пальцами левой рукой забить воображаемый гвоздь. Правую руку сжать в кулак и стучать по гвоздю, «забивая его в табуретку»)
Коля везет за веревочку («Держать» в одной руке воображаемую веревочку игрушечный грузовик и «тянуть» за собой машинку)
Оля завязывает кукле бантик («Завязывать» воображаемый бантик)
Уточнить у малышей, какие предметы нужны для выполнения этих действий каждому из членов семьи : «Папе нужен молоток и гвозди. Маме губка и тарелка. Оле нужна кукла и ленточка. А Коле нужен игрушечный грузовик».
4. Слушай внимательно. Похвалить детей за то, что они все так хорошо показали и рассказали, и скажите, что вы тоже хотите сказать о том, кто что делает. Попросить детей быть внимательными – кивать головой, если вы скажете правильно, произносить при этом «Да, да, да!»
А если допустите ошибку, то качать головой из стороны в сторону и говорить «Нет, нет, нет!»
Педагог Дети
Папа забивает в табуретку гвоздь. ДА
Мама играет с машинкой НЕТ
Оля моет посуду НЕТ
Коля везет грузовик ДА
Папа завязывает кукле бантик НЕТ
Игры про семью :
Игра «Кто, что делает?»
- Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …
- Мама - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей.
- Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме
- Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке …
- Сестра - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими …
- Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор …
Игра «Назови ласково каждого члена семьи».
Сын – сынок – сыночек;
Дочь – дочка – доченька;
Брат – братик;
Сестра – сестричка – сестренка;
Мама – мамочка – мамуля;
Папа – папочка – папуля;
Бабушка – бабуля – бабуличка;
Дедушка – дедуля – дедуличка.
Беседа «Моя семья»
Цель: Учить малышей заботиться о своих близких. Обратить внимание детей на то, как взрослые заботятся о них.
Методика проведения: Во время беседы воспитатель задает малышам следующие вопросы:
- Кто живет вместе с вами в вашей семье? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)
- Как вы думаете, кто самый старший в семье? (Дедушка, папа.)
- Кто самый младший в семье? (Я, младший брат, сестра.)
- Что делает в семье мама? (Готовит, убирает, стирает, гладит.)
-Что делает в семье папа? (Чинит мебель, вкручивает лампочки и др.)
- Где трудятся родители? (Ответы детей.) Что они делают?
- Ваши родители заботятся о вас? Как они это делают?
Далее воспитатель подводит малышей к выводу, что родители очень любят своих детей, заботятся о них, делают все для того, чтобы детям было хорошо, и что ребята, в свою очередь, тоже должны заботиться о маме, бабушке, помогать им, замечать их настроение.
В повседневной жизни воспитатель при каждом удобном случае должен обращать внимание на то, как взрослые заботятся о них. Например, заметив, что девочка пришла в новом платье можно сказать: «Как мама о тебе позаботилась, такое красивое платье сшила к празднику! Ты сказала