Елена Ильтеева
Проект «Семейный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Использование мастер – классов для детей и родителей
Краткое содержание проекта
Проект направлен на построение гармоничного, адекватного взаимодействия дошкольной организации с родителями и воспитанниками в различных вопросах воспитания воспитанников; создание единой системы психолого-педагогического образования родителей по преодолению трудностей семейного воспитания.
Публикация «Проект „Семейный калейдоскоп“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты
- Семейные проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В проекте представлена, такая форма взаимодействия дошкольного учреждения с родителями и воспитанниками как мастер – класс, темы мастер – классов выбраны с учётом приоритетного направления деятельности ДОУ «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность».
Технологическая карта проекта
Творческое название проекта «Семейный калейдоскоп»
Тип проекта Информационно – практический
Возраст детей от 3 до 7 лет
Исполнители Воспитанники дошкольного возраста, педагоги, родители/ законные представители, ближайшие родственники.
Продолжительность 1 год
Тематическое поле Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста
Актуальность • В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
• Семья есть важнейший институт воспитания ребёнка.
• У воспитанников нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
• Родители недооценивают значимость семейных традиций, семейного воспитания; нет согласованности в вопросах воспитания ребенка.
• Современный родитель стремится к диалогу, хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребенка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе педагогов.
Проблема • Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идет от родителей.
• Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей.
• Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.
Цель • Проведение мастер – классов для родителей как эффективной формы взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях дошкольной организации
Задачи • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Этапы реализации проекта 1 этап – Формирование команды проекта;
2 этап - Составление и обсуждение плана проведения;
3 этап – Реализация плана проекта;
4 этап – Анализ результативности проведения проекта.
Результат • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей
• Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремления к пониманию ребёнка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы.
• Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
• Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в нашем ДОУ.
Презентация проекта Творческий отчет «Семейный калейдоскоп». Презентация.
Введение
Семья для ребенка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение. Семейное воспитание имеет два незаменимых свойства: индивидуализация воспитания и широкое развитие чувств ребенка. В обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее ФГОС). Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
В семье формируется понимание хорошего и плохого, доброго и злого, правильного и неправильного, справедливого и наоборот. Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Пояснительная записка
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с дошкольниками дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам, компьютеру.
С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении дошкольников, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и дошкольниками и определили актуальность темы проекта : «Семейный калейдоскоп» использование мастер – классов для детей и родителей.
Актуальность
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение ребенка, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Необходимость создания и реализации проекта «Семейный калейдоскоп» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, в свою очередь, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого – нарушение половой идентификации (исследования А,Я. Варга, А. Я. Захарова, дефицит чувства собственного достоинства, безинициативность, чувство вины (исследования А. Б. Никитина, Т. Д. Репина).
Для решения данных возникших проблем встала необходимость поиска новых форм работы с семьей, так как традиционные методы не всегда эффективны.
На наш взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух равноправных и равновеликих сторон. Поэтому для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, необходимо координировать ее работой с воспитанниками и вести одновременно и параллельно.
В связи с этим встала задача поиска эффективных форм работы с дошкольниками и родителями, дошкольным учреждением по предупреждению и преодолению семейных проблем.
Цель проекта.
• Проведение мастер – классов для родителей и детей как эффективной формы взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях дошкольной организации
Ожидаемые результаты:
• Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей
• Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремления к пониманию ребёнка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы.
• Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
• Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в нашем ДОУ.
Участники проекта : педагоги дошкольной организации, воспитанники, родители/ законные представители, ближайшие родственники.
Условия реализации проекта : заинтересованность дошкольников, родителей, ДОУ, регулярность и систематичность совместной деятельности.
Практическая значимость проекта
• Повышение качества образовательной деятельности через организацию мастер – классов для родителей и детей.
• Создание методической копилки.
• Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
• Укрепление связи семьи и ДОУ.
Этапы реализации проекта
1 этап – Формирование команды проекта;
2 этап - Составление и обсуждение плана проведения;
3 этап – Реализация плана проекта;
4 этап – Анализ результативности проведения проекта.
1 этап Формирование команды проекта
Для успешной реализации проекта в команду проекта целесообразно включить всех сотрудников ДОУ: администрация, специалисты, воспитатели.
Коллегиальная деятельность – залог успешной реализации проекта.
2 этап Составление и обсуждение плана проведения
• Уточнить направления развития всего ДОУ с концепциями образовательной программы;
• Составить план мероприятий проекта с учетом выявленных потребностей родителей и возможностей учреждения, равномерно распределив их по месяцам учебного года. Важно было состыковать мероприятия проекта с другой деятельностью годового плана, чтобы не допустить перенасыщенности.
На втором этапе разработка паспорта проекта, определить цели, основные задачи, участников проекта. Определить содержание проекта, разработать перспективное планирование, составить план взаимодействия с родителей и педагогами.
Планирование деятельности
Формы и виды деятельности Мероприятия Сроки проведения Ответственные
Анализ социального состава семей ДОУ анкетирование, беседы, оформление сведений о родителях
август 2016
Старший воспитатель,
Воспитатели
Анкетирование родителей
анкета «Участие в совместных мероприятиях ДОУ»
август 2016
Старший воспитатель,
Воспитатели
Педагогический совет «Планирование работы в новом учебном году. Планирование мероприятий по теме проекта «Семейный калейдоскоп»» август 2016
Старший воспитатель, заведующая.
Общее родительское собрание Общее родительское собрание «Семейный калейдоскоп» (с целью ознакомления родителей с новой формой работы с семьей, знакомство с планом-графиком и тематикой мастер-классов для родителей)
Сентябрь 2016г. Заведующая, старший воспитатель
Педагогический час «Особенности взаимодействия с семьёй» Сентябрь 2016г. Старший воспитатель
Групповые и индивидуальные консультации для педагогов
Организация групповых и индивидуальных консультации для педагогов по планированию и организации мастер-классов для родителей.
В течении года Старший воспитатель
Реализация мастер- классов для родителей
Мастер-классы в каждой возрастной группе согласно плану-графику Согласно плану – графику Педагоги
Анализ результативности проведения проекта
итоговое анкетирование родителей «Удовлетворенность семьи работой ДОУ»
Май 2017г. Старший воспитатель, воспитатели
Презентация результатов проекта
-общее родительское собрание «Шаги к партнерству»
- итоговый педсовет «Мониторинг реализации годовых задач за 2016-17 уч. год»
Май 2017г. Старший воспитатель, заведующая
3 этап Реализация плана проекта
Каждому педагогу разработать один или несколько мастер-классов для родителей в своей возрастной группе.
Данный этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Перспективный план.
Группа Сроки Тема Ответственные
Подготовительная Ноябрь «Изготовление платковой куклы своими руками» воспитетель
Подготовительная Апрель «Кукольный театр на деревянных лопатках своими руками»
Подготовительная Январь «Методы и приёмы развития связной речи» логопед
Старшая Ноябрь «Использование театрализованной деятельности в детском саду» воспитатель
Старшая Декабрь «Волшебный мир пальчиковых игр» воспитатель
Старшая Март «Играя с пальчиками, развиваем речь» воспитатель
Средняя Ноябрь «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения» логопед
2 младшая Октябрь «Изготовление шапочек для сказочных персонажей из СД дисков» воспитатель
2 младшая Декабрь «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста» воспитатель
2 младшая Апрель «Куколки из пластиковых бутылок» воспитатель
4 этап – Анализ результативности проведения проекта
Предполагает мониторинг результатов деятельности по взаимодействию родителей, воспитанников и педагогов группы.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества педагога.
Заключение
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям. Одним из решений воспитательно-образовательного процесса становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, семьи и дошкольного учреждения. Проводимая деятельность, обеспечивает дошкольникам возможность быстрее адаптироваться к учебному процессу в школе, социализации, участию в конкурсах, проектах.