Людмила Васильченко
Проект «Село моё родное» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ Новомарковская СОШ структурное подразделение «Детский сад»
Проект
«Село моё родное»
Воспитатель : Васильченко Л. В.
2020г
Оглавление.
1. Актуальность темы.
2. Цель и задачи проекта
3. Предполагаемый результат.
4. Этапы работы
5. Выводы
6. Список литературы
7. Приложение
Тема проекта : «Новомарковка моя родная!».
Тип проекта : творческо-исследовательский
Публикация «Проект „Село моё родное“ (старшая группа)» размещена в разделах
Участники проекта : Дети старшей разновозрастной группы.
Воспитатели
Родители воспитанников.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки: 28.09.2020-02.10.2020
Актуальность темы:
Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал.
К. Симонов
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, села, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Цель:
Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента
Задачи:
• способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;
• вызвать интерес к познанию истории родного села «Новомарковка»;
• уточнить имеющиеся знания детей о жизни в селе и городе, их особенностях и различиях.
• пробудить уважение к сельским труженикам, интерес к их труду;
• приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села.
Предполагаемый результат
Дети могут знать и называть место проживания: посёлок, некоторые предприятия родного посёлка и их значимость;
Дети могут называть свой домашний адрес, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.
В результате работы по проекту участники создадут альбом о селе, исторических местах села.
Этапы проекта :
1этап: Подготовительный.
• Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
• Рассмотреть иллюстрации достопримечательностей села Новомарковка.
• Вопросы к детям:
Как называется наше село?
Как называется улица, на которой вы живете?
Что больше всего нравится в селе?
• Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
• Подобрать литературу и иллюстрации по теме.
• Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации для родителей.
2этап: Основной
1. Непосредственная образовательная деятельность.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
НОД «Моя малая Родина»
Цель: продолжать формировать у детей представления о малой Родине – селе Новомарковка.
Задачи:
• Формировать представления детей о своём селе Новомарковка, как о своей малой Родине.
• Дать элементарные представления об истории возникновения и становления села Новомарковка. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы.
• Познакомить детей с наиболее значимыми социальными объектами родного села.
• Развивать речевую активность, умение слушать, читать стихи.
• Воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой Родине; интерес к истории своего села; чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за своих односельчан.
НОД «Мой край родной»
Цель: расширять представление детей о крае, в котором они живут.
Задачи:
• Формировать представление о своем крае, как части России. Учить рисовать модель «Малая
Родина на планете Земля».
• Обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края.
• Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и
охранять её.
• Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой город, любовь к месту, где живешь, её природе.
Образовательная область «Познавательное развитие».
НОД «Сада, овощные поля и луга села Новомарковка»
Цель: закрепить порядковый и количественный счёт в пределах шести, знание цифр в пределах шести.
Задачи:
• Продолжать учить составлять число 6 из единиц.
• Познакомить с цифрой 6.
• Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
• Развивать умение двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве.
НОД «Цветик-семицветик»
Цель: познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших.
Задачи:
• упражнять в счете в пределах 10, умении называть «соседей» названных
чисел, различать и называть цифры по порядку;
• закреплять названия дней недели;
• познакомить с числом и цифрой 7;
• учить детей составлять число 7 из двух меньших чисел;
• совершенствовать вычислительные навыки;
• продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез,
сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;
• развивать творческие способности;
• воспитывать любознательность, внимание, навык самоконтроля.
Образовательная область «Речевое развитие».
НОД «Звук [ы] и буква ы»
Цель: познакомить детей с буквой «ы»
Задачи:
• Уточнить артикуляцию звука [ы];
• Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
• Познакомить детей с образом буквы ы;
• Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Беседы:
«Где мы живём?»
Цель: познакомить детей с названием села; закрепить знания, чем село отличается от города.
«Я из Воронежской области»
Цель: продолжать знакомить детей с промышленными предприятиями, культурными центрами, историческими памятниками нашей области.
«Знаешь ли ты, где живешь?»
Цель: закрепить знание домашнего адреса, выяснить, для чего это необходимо.
«Какие сельские профессии вы знаете?»
Цель: закрепить знания о том, кто работает на селе; как называют этих людей; как они выполняют свою работу.
«Я люблю своё село, в котором живу»
Цель: познакомить детей с историческими местами села, района, со знаменитыми людьми.
Ситуативные разговоры:
«Где родился – там и сгодился»
Цель: выяснить, как дети понимают поговорку, какими делами и поступками можно подтвердить высказывание.
«Знаете ли вы деревья, растущие в нашем крае?»
Цель: закрепить знания о деревьях, воспитывать бережное отношение к деревьям
«Как сделать, чтобы наше село стало еще краше и чище?»
Цель: воспитывать любовь и уважение к родному краю; выяснить какими делами можно сделать село красивым
«Если вы потерялись»
Цель: учить детей умению просить помощи у работников полиции, магазинов, умению правильно называть свой домашний адрес.
Чтение художественной литературы:
• «Соль земли» И. Соколов- Микитов
• «Хаврошечка» сказка в обр. А. Н. Толстого
• «Почта» С Маршак
• «Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться» обр. К. Ушинского
Образовательная область «Физическое развитие».
• Проведение физкультурных эстафет в зале и на прогулке, по теме проекта
Образовательная область «Художественное творчество» :
Рисование:
«Моё село родное!» (пейзаж)
Цель: создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору). Развивать творческое воображение, способности к композиции.
«Улица моего села»
Цель: совершенствовать навыки изображения домов, различных видов транспорта. Развивать навыки рисования пастельными и восковыми мелками. Учить создавать замысел работы
Конструирование:
«Многоэтажные здания Новомарковки»
Цель: развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Формировать навыки пространственной ориентации
Лепка:
«Мы на луг ходили…»
Цель: Учить детей по выбору лепить луговые растения (ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы) и насекомых (бабочек, жуков, пчёл, стрекоз, передавая особенности их строения и окраски. Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к природе родного края.
2. Совместная деятельность взрослых и детей в ходе режимных моментов.
Сюжетно – ролевые игры:
«На стройках села»
Цель: продолжать воспитывать любовь и гордость за родное село, закрепить знания о строительных профессиях, учить использовать в игре предметы –заместители.
«Путешествие по селу»
Цель: закрепить представления о сельском транспорте, воспитывать правила поведения в общественном транспорте, закрепить знания о достопримечательностях нашего села.
«Ферма»
Цель: учить детей совместно развертывать игру, согласовывать свой игровой замысел с игровым замыслом сверстников.
«Больница»
Цель: обратить внимание на взаимоотношения детей в ходе игры.
3. Самостоятельная деятельность детей в уголках развития.
4. Работа с родителями
- Знакомство родителей с темой проекта.
- консультации на тему «Рассказывайте детям об истории родного села», «Изучаем край родной», «Игры наших детей дома»
- Привлечение родителей к созданию альбома «Село моё родное»
3 этап: Заключительный:
- Подведение итогов по реализации проекта.
- Обобщение опыта работы по проекту
- Создание альбома «Село моё родное»
- Создание презентации по проекту.
Вывод.
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Литература:
1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. Материалы Интернет.