Светлана Вахитова
Проект «Щелкунчик» для средней группы
Тема проекта : «Щелкунчик»
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатель, специалисты
Вид проекта : долгосрочный, творческо-информационный, познавательный.
Сроки реализации проекта : 1.12.2019 – 31.12.2019
Содержание проекта
Публикация «Проект „Щелкунчик“ для средней группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Проблема:В современном мире, в веке компьютерных технологий дети перестают верить в сказку. Волшебство уже не вызывает такой восторг. А новый год, это время чудес и волшебства. Сочельник- это Нарядная ёлка, карнавальные костюмы, игры с Дедом Морозом, подарки, встречи со сказочными героями. Для того, чтобы поддержать интерес детей к подготовке сказочного чуда, внести в их обыденную жизнь радость волшебства мы решили реализовать творческий проект по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Цель проекта : Создание условий для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей путем вовлечения их в театрализовано-игровую деятельность на основе сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Задачи проекта :
1. Организовать работу по полноценному развитию воспитанников детского сада по пяти образовательным областям.
2. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
3. Вовлечь родителей воспитанников в активное взаимодействие.
4. Воспитать у дошкольников чувства взаимопомощи. Вызвать желание поверить в сказку «Щелкунчик».
Материально – техническое обеспечение
Мультимедийное оборудование с видео и презентациями по теме; магнитофон с аудио записями (сказки, музыка П. Чайковского «Щелкунчик».); детские музыкальные инструменты; наглядные иллюстрации; фотографии, картинки по теме «Театр», «Щелкунчик» и пр. ; материалы для изо и конструктивной деятельности (краски, карандаши, природный, бросовый материал и пр.); настольный театр;
Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное, физическое развитие.
Ожидаемые результаты:
- Развитие театрально- игровых творческих способностей у детей.
- Пополнение предметно- развивающей среды группы для театрализованной деятельности.
- Расширение у детей и родителей знаний о театре, театральной терминологии, появление устойчивого интереса к сказкам, театрализованной деятельности.
- Формирование у детей нравственных качеств, чувства взаимопомощи, сопереживания.
Конечные продукты: выставки детских работ, коллективная работа "Вальс снежных хлопьев", выставка поделок "Зимнее волшебство" (совместно с родителями, участие детей совместно с родителями в выставках «Старинные часы» и «Антикварные елочные украшения», оформление фотозоны в группе, изготовление макетов Щелкунчика и Мышиного короля, проведение театрализованного новогоднего утренника.
Этапы реализации проекта :
1. подготовительный
- Составление плана совместной работы с детьми и родителями, исходя из трех вопросов;
- Подбор материала и оборудования для работы в центрах активности, бесед, игр с детьми, иллюстрации, стихи, загадки;
- Подготовка картотек; обогащение РППС группы согласно теме недели и проекта;
- Сотрудничество с родителями: привлечение родителей к участию в утреннем круге, в выставке поделок совместно с детьми "Старинные часы" и «Антикварные елочные украшения»; разучивание стихотворений к новогоднему утреннику, песен, танцев; подготовка презентаций и докладов по теме «Щелкунчик и мышиный король».
- Поиск и изучение литературы на тему проекта («Щелкунчик», а также ознакомление с мет одами работы по театральной деятельности ;
- Подбор дидактического материала;
- Поиск и создание картотеки аудио и видео записи сказки «Щелкунчик»;
- пополнение библиотеки сказкой Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
2. Основной
В ходе проекта с детьми была проведена работа по всем пяти образовательным областям, но основной упор был направлен на театрализованную деятельность. Проводилась углубленная работа в центрах активности; чтение художественной литературы; беседы; рассматривание иллюстраций; дидактические, пальчиковые, подвижные игры; просмотр сказки в разных интерпретациях; инсценировка сказки; знакомство с разными видами театра; просмотр балета «Щелкунчик»; прослушивание музыки, написанной Чайковским к произведению «Щелкунчик»; рисование; аппликация; лепка; конструирование. Более подробно представлено ниже по областям.
За время проведения проекта в театральной деятельности дети освоили:
-игры- драматизации «Снежинки» М. Картушиной, инсценировка «Потанцуй со мной, дружок» англ. нар. песня;
-игры на выразительность жестов, на выражение эмоций
- отгадывание загадок о зиме, театре и пр. ;
-разучивание песен и танцев к новогоднему утреннику;
- знакомство с видами театра, и правилами поведения в театре;
- коллективная аппликация по сказке «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев»;
-прослушивание аудио сказки «Щелкунчик», фрагментов музыки из балета «Щелкунчик», просмотр видео по теме «сказки»; просмотр мультфильма «Щелкунчик», фрагментов из балета П. Чайковского «Щелкунчик»;
- музыкальное мероприятие по прослушиванию музыки «Приглашаем в город Конфетенбург» (прослушивание фрагментов музыки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»);
-самостоятельное детское творчество (рисование персонажей, импровизация движений героев под музыку, сочинение стихов и пр.); раскрашивание фигурок балерин, сцен из М/Ф «Щелкунчик»;
-репетиция отдельных эпизодов сказки с музыкальным сопровождением;
-придумывание своей сказки (продолжение «старой сказки», другой конец этой сказки, введение новых героев, «старые» герои в современных условиях и т. д.);
-Беседа «Знакомство с проектом»;
-помощь в подготовке, оформление группы по сказке «Щелкунчик»
-изготовление поделки «Мой Щелкунчик».
За время проведения проекта дети работали по всем областям программы. В каждой области дети осваивали определенные навыки и умения.
В Познавательном развитии дети:
- Считали мышей, орехи, елки, снежинки, снежки, щелкунчиков (от 1 до 20 и обратно, знакомились с часами, ориентировались в пространстве (право/лево);
- Сравнивали по количеству (больше, меньше или равно);
- Конструировали «Щелкунчика», часы, елку, елочные украшения, подарки, цепочки из цветной бумаги, фонарики (из мозаики, пластилина, цветной бумаги и цветного картона, геометрических фигур, из конструктора лего, а так же конструировали горку из снега на веранде.
- Наблюдали за снежными хлопьями, собирали снег для лепки персонажей из сказки «Щелкунчик»;
- Играли в дидактические игры «собери елку, подарок, дом из счетных палочек», «Найди отличия», «Разложи по величине», «Сложи картинку», «сконструируй из геометрических фигур»
-Делали аппликация часов, елочных игрушек, елки, снеговиков, мышей.
В литературном и речевом развитии дети:
-Читали сказку «Щелкунчик»;
- Рассматривали иллюстраций, костюмы;
- Отгадывали загадки о зиме, Новом годе;
- Изучали буквы;
-Составляли описательные рассказы по тематическим картинам;
-Пересказывали по сюжетным картинкам из сказки «Щелкунчик» и без картинок;
-Смотрели мультфильм «Щелкунчик» в разных интерпретациях;
- Совершенствовали умения употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе, согласовывать в роде, числе и падеже;
-Учились давать характеристику героям;
- Изучали игрушечного Щелкунчика;
-Беседовали о волшебстве;
-Заучивали стихи и песни по мотивам сказки «Щелкунчик».
В Социально-коммуникативномразвитии дети:
- Беседовали об авторе, о традициях семьи, о традициях встречи подготовки к новому году; Прослушивали аудио сказки «Щелкунчик»;
- Играли во всевозможные С. Р. И : «Магазин елочных украшений», «Почта Деда Мороза», «Помощники Деда Мороза», «Магазин волшебства», «Семья», «Магазин подарков»;
-игры- драматизации «Снежинки» М. Картушиной, инсценировка «Потанцуй со мной, дружок» англ. нар. Песня.
В Художественно-эстетическом развитии дети:
- Прослушивали музыку из балета П. И Чайковского «Щелкунчик»;
- Рисовали персонажей из сказки «Щелкунчик»;
- Раскрашивали раскраски по сказки «Щелкунчик»;
- Делали коллективную работу «Вальс снежных хлопьев»;
- Рисовали Ёлку, елочные игрушки, снежинки, зимний лес, метель;
- Лепили из пластилина «Рождественские подарки»;
- Делали аппликацию часов;
-Лепили из соленого теста елочные украшения (раскрашивали гуашью);
-Изготавливали афишу- приглашение на новогодний утренник.
В Физическом развитии и Безопасности дети:
Изучали:
-Правила безопасного поведения на льду;
-Правила безопасного поведения на ледяной горке;
-Правила безопасного поведения в мороз.
В Музыкальном развитии дети:
-Разучивали танцы к новогоднему утреннику (танец игрушек, менуэт, хоровод);
-Разучивали стихотворения к новому году;
-Разучивали песни к новому году (в лесу родилась елочка на новый лад, замела метелица, Джингл Беллс);
- физкультминутки, подвижные игры «Снежинки» М. Картушина, «Два Мороза»; «Снежная фигура замри.»;
В Центре профориентации дети:
- Знакомились с профессиями часовщика, стеклодува, художника-оформителя, вельможа и кондитера.
В Центре Кулинарии дети:
Изготавливали новогодние пряники и новогодние игрушки из соленого теста.
3. Заключительный
На заключительном этапе были проведены запланированные выставки старинных часов и антикварных елочных украшений, оформлена группа в новогоднем стиле и фотозона с камином Мышиным королем и Щелкунчиком. Хорошо пополнилась РППС группы дидактическим материалом, играми, театральными атрибутами, книгами, фильмами, поделками и многим другим.
В конце проекта для детей был подготовлен и проведен новогодний бал Щелкунчика. Дети очень ждали этого события. Мероприятие прошло очень феерично, во многом благодаря проводимому проекту. Дети очень хотели помочь Щелкунчику победить Мышиного короля. Данный проект был очень многогранен, и дал тем самым почву для новых, не менее увлекательных проектов.
Вывод:
Все дети очень хорошо включились в проект, несмотря на разницу в интересах, в развитии и начальной заинтересованности. На протяжении всего проекта у детей был огромный интерес к произведению Э. Гофмана. Все что было запланировано, было проведено, даже больше, потому что у детей возникали дополнительные вопросы. В связи с этим, мы все глубже и глубже погружались в атмосферу сказки. Результатом проекта стал новогодний праздник по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», в ходе которого дети применят те знания и умения, которые приобретали в течение месяца. На мероприятие дети совместно с родителями подготовили костюмы елочных игрушек, были даже мышиные короли и щелкунчики. После участия в новогоднем мероприятии родители воспитанников оставили массу положительных отзывов лично воспитателям и в групповом приложении вот сап, о мероприятии и проекте в целом. Благодаря такому замечательному и многогранному проекту в группе пополнилась предметно-пространственная развивающая среда для театрализованной деятельности. У детей расширились знания о театре, театральной терминологии, дети научились сочинять сказки; расширился кругозор; сформировался запас литературных и музыкальных впечатлений. У детей и родителей появился устойчивый интерес к сказкам, театрально- игровой деятельности. Дети стали более эмоционально отзывчивы, научились сопереживать героям и пр. Так же проектный метод объединил детей, их родителей, педагогов; сформировал навыки сотрудничества. В наше время, дети перестают верить в чудеса. Сказка им жизненно необходима, для гармоничного развития ребенка, как личности. Совместными усилиями воспитателей и родителей, мы можем подарить детям сказку. Поэтому такие проекты нужно проводить чаще.