татьяна шустрова
Проект «Самовар — символ России» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Новомичуринский детский сад №6
Проект
«САМОВАР - символ России»
Воспитатель высшей категории Шустрова Т. Н.
старшая группа «Кораблик»
«Добро сидеть за самоваром!
И пить из блюдца не спеша.
Поёт, горит, исходит жаром
Его славянская душа»
.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Публикация «Проект „Самовар — символ России“ в старшей группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Самовар
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и свое прошлое. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.
К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара. Дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.
Поэтому перед нами встала проблема - как пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (8 ноября – 12 ноября).
ВИД ПРОЕКТА : информационно - социальный, творческий.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: воспитатели, родители, дети старшей группы
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русской культуры и быта. Содействие развитию представлений о самоваре.
ЗАДАЧИ:
• Расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
• Познакомить детей с русским самоваром, его устройством и историей появления на Руси.
• Учить чтить и уважать традиции русского народа.
• Способствовать сохранению и укреплению семейных традиций.
• Развивать продуктивную деятельность и творчество, артистические способности и выразительность речи.
• Воспитывать любовь к Родине, уважение к народной культуре.
1 этап Подготовительный.
Пополнение развивающей среды. Подбор и заготовка дидактического материала, пособий, литературы, фото и видеоматериала, картинок, стихов, изобразительного материла. Изучение литературы.
2 этап Реализация проекта
Образовательная область Формы организации деятельности детей
1 ОО «Физическое развитие» Подвижная игра:
«Крутобокий самовар»,
«Пыхтит на кухне самовар». «Наливаем самовар»,
«Баба, баба самовар, чайник кипятила!»
Развитие двигательной активности детей и
физических качеств. Воспитание интереса к народным играм.
Пальчиковая гимнастика:
Тары-бары, растабары (хлопают в ладоши,
Выпьем чай из самовара (кулачки)
С сухарями, с крендельками, С бубликами, ватрушками,
С пирогами русскими.
(При перечислении загибают по одному пальцу)
Тары-бары, растабары (хлопают в ладоши)
Посидим у самовара. (кулачки)
2 ОО «Социально коммуникативное развитие» Беседа «Знакомство с русским самоваром»
Задачи: формировать представление о самоваре как об одном из символов нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Рассматривание открыток и иллюстраций с видами самоваров в разные исторические отрезки
Рассматривание репродукций картин
Б. М. Кустодиев «На террасе», «Чаепитие», «Купчиха за чаем», «Купчиха на балконе», «Купчиха, пьющая чай» ;
Валерий Бусыгин, «Круглые самовары»;
К. Е. Маковский «За чаем», В. Ф. Стожаров «У самовара» Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик от рассматривания. Побуждать детей словесно выражать свои мысли, ощущения, возникшие в результате просмотра репродукций.
Просмотр презентации «Знакомство с самоваром»
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения предмета самовара; сформировать у детей представление о самоваре как о предмете посуды русской старины.
Сюжетно – ролевые игры: «Чаепитие у самовара».
«За чаем не скучаем».
Дидактические игры: «В русской избе».
«Лента времени».
«Быт русских людей».
«Эти удивительные узоры»
Настольно – печатные игры:
Пазлы «Собери самовар», «Что лишнее», «Кухонная утварь», «Сложи предмет», «Накроем стол» ,«Моя родина Россия»,
Приобщать детей к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений. Вызвать интерес к самовару, показать его значение в жизни русского народа.
Викторина «Самоварчик, самовар, самоварище!» Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. Способствовать расширению знаний детей о самоваре, о традициях чаепития в старину.
3 ОО «Познавательное развитие» НОД «История самовара»
Задачи: Способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции, воспитывать любовь к Родине.
Беседа «Что такое самовар?» «Какой формы бывают самовары», «Какого размера бывают самовары», «Как самовар грел воду без электричества». Цель: пополнение знаний о самоваре, формировать познавательные интересы, любознательность.
Экскурсия в мини-музей «Изба» Рассмотреть самовар, узнать, как он устроен.
Просмотр мультфильмов: «Муха цокотуха» «Федорино горе» «Пых, пых самовар»; «Иван Иванович Самовар»
Дидактическая игра «Собери самовар из частей»
Учить собирать целое изображение из частей. Расширять кругозор знаний детей о русском народном быте, традиция
«Что есть у самовара?» Закреплять знания о самоваре и его устройстве.
Виртуальная экскурсия в город Тулу в «Музей самоваров» Обобщить и углубить знания детей о самоваре и истории его происхождения. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес к музейным экспонатам. Приобщение детей к культурным ценностям и традициям. Дополнение альбома «Мой город» фотографиями с видами рек города.
4
ОО «Речевое развитие» Чтение художественной литературы:
Л. Колесов «Царь – самовар»
Степанов «Тульский самовар»
Бортановская «Самовар»
С. Г. Писахов «Самоварова семья»,
К. И. Чуковский «Федорино горе»,
Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»
К. Чуковский «Федорино горе», «Муха Цокотуха»,
Речевые игры
«Сосчитай» (один самовар, два самовара и т. д)
«Скажи наоборот»,
«Подбери признак» (большой, горячий и т. д)
Разгадывание загадок:
«Четыре ноги, два уха, один краник, да брюхо» (самовар,
«Как начнёт говорить-разговаривать, надо чай поскорее заваривать» (чайник,
«Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода» (самовар,
«Сладкий, белый, в чай попал и пропал» (сахар).
Знакомство с пословицами и поговорками:
«С самоваром-буяном чай важнее, а беседа веселее»,
«В Тулу со своим самоваром не ездят» и др.
«Самовар кипит – уходить не велит.»
«Самовар – друг семейного очага, лекарство прозябшего путника».
«Печка – матушка, а самовар – батюшка».
Развивать коммуникативные навыки; вызвать интерес к народной мудрости.
Речевая зарядка (скороговорка)
Продавал Прокоп три самовара –
великана да три самоварика :
старикашку – самоваришку
старушку – самоварушку,
мамашу – самоваршу
да деток – самовариков.
Развитие речевого аппарата, умения произносить скороговорку в быстром темпе
Речевая зарядка (чистоговорки)
1. Вечером над озером, Ходит белый пар –
Это рыбы в озере, Ставят самовар.
2. Или – или – или, На базар ходили.
на базар ходили –, Самовар купили.
5
ОО «Художественно эстетическое развитие» Рисование «Такие разные самовары». Цель: формирование знаний о разных формах самоваров русской старины, совершенствование умения рисовать самовар.
Лепка «Самовар». Цель: учить детей лепить самовар, соблюдая пропорции деталей.
Аппликация «Батюшка самовар»
Задачи: Учить выкладывать изображение самовара, передавая его особенности и отличительные черты; развивать творческие способности детей.
Раскраски «Наш любимый самовар» отработка и совершенствование навыков рисования
-Рисование самовара с использованием трафарета;
-Роспись полученного изображения;
-развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании
задуманного образа;
Работа в раскрасках
«Наш любимый самовар» Развитие изобразительных навыков, мелкой моторики. Развитие изобразительных навыков, мелкой моторики.
Слушание музыкальных произведений (аудиозапись).
«Пых, пых самовар»
«Наш красавец самовар» и др.
Разучивание частушек о самоваре. .
-развивать ценностно-смысловое восприятие музыкальных произведений
.3 этап – (заключительный).
1. Оформление выставки литературных произведений, где непосредственно
есть самовар.
2. Оформление дидактических игр, альбома «Русь самоварная»
Итоговое мероприятие Развлекательный досуг «Посиделки у самовара»
Задачи : обобщить и систематизировать знания детей о самоваре как символе нашей страны.
Работа с родителями: Консультация «Забытые секреты чаепития»
Буклет «От сбитенника к самовару»
-Привлечь родителей к созданию мини-музея «Русский самовар»;
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в д/с «От рождения до школы» Комарова, Веракса, Васильева.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России».
3. Л. Л Мосолоува «Я и мир» Санкт - петербург Детство –Пресс 2010
4. А. Н Малышева «Аппликация в детском саду» Ярславль Академия развития 2010
5. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа». Москва 2008
6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004 – 364с.
7. Дыбина О. В. «Что было до.» (Игры-путешествия в прошлое предметов) / Издатель - Сфера /Серия – Ребенок в мире поиска - 2014 – 160с.
8. Князева О. «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
9. Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
10. Интернет.