Анна Константинова
Проект с родителями «Удивительный мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект с родителями "Удивительный мир сенсорики"
Пояснительная записка. Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Публикация «Проект с родителями „Удивительный мир сенсорики“» размещена в разделах
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых лет жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Одним из направлений нашей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления мы исходили из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были организованны консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер - классы. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.
Теоретическая часть.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно – психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.
Ребёнок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведёт он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что – то новое. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять её в руки, рассмотреть. Иногда новизна, пугает его; он внимательно вглядывается в изображение сказочного персонажа, подолгу рассматривает игрушку, прежде чем захочет протянуть к ней руку.
Когда у ребёнка ещё недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, указывая жестом на заинтересовавшийся его предмет. Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых. Не зная многого, малыш начинает понимать ситуацию, как - бы, «считывая» информацию через эмоционально- мимические реакции на лице взрослого. Во взглядах малыша при этом можно прочитать вопрос разрешения к действиям, желанию привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.
Значительно облегчают ориентировку имеющихся у малыша элементарных сенсорных знаний, поэтому он к своему, пока ещё небольшому возрасту способен оценивать происходящее на основе личного опыта, находить общее, различное и особенное в создавшейся ситуации указывает на качественное совершенствование его умственной деятельности, на формирование элементов анализа и синтеза в познании наблюдаемых явлений.
Основополагающую роль в познании окружающего мира играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки.
И. М. Сеченов был одним из первых учёных, подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка как результата созревания неких нервных структур. Он писал, что движение руки человека наследственно не передаётся, а возникают в процессе развития как результат образования ассоциативных связей между ощущениями зрительными, осязательными и мышечными при активном взаимодействии с окружающей средой.
Кроме того, играя с дидактическими игрушками, дети уясняют зависимость между целым и частью; осваивают прямые и обратные действия (открывают и закрывают коробку, собирают и раскладывают шарики, нанизывают и снимают кольца с пирамидки и т. п., знакомятся с количеством (один, много, мало).
Дидактические игрушки выполняют ещё одну важную задачу. Они способствуют развитию координации рук и в частности, мелкой моторики пальцев.
Выполнение этих задач, способствует формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, а необходимость запоминать, узнавать и воспроизводить способы действий, влияет на развитие памяти, путём изготовления дидактических игр и пособий.
Практическая часть.
Наши дети познают, осваивают мир своими темпами, а иногда и способами. Он не похож на других во многом. Я помогаю раскрыть способности ребёнка и развивать их.
Мною была разработана и проведена диагностика уровня развития сенсорных навыков у детей. Результаты диагностики по сенсорному воспитанию показали очень низкий уровень. Были выявлены следующие проблемы:
а) У детей отсутствует навык восприятия предмета по цвету, форме, величине.
б) Мало развита координация движений рук.
в) Пассивный словарь преобладает над активным.
Большое внимание мною уделяется внимание, организации предметно – развивающей среды в группе, как системы материальных объектов и средств деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В нашем детском саду особое место уделяется организации условий для самостоятельной игровой деятельности детей по их желанию и интересам. Поэтому и создаётся предметно-развивающая среда непосредственно в групповых комнатах. Она систематически пополняется и обогащается новым игровым оборудованием, пособиями, атрибутами и материалами.
Поэтому, я решила вовлечь родителей в процесс пополнения предметно-развивающей среды с целью её обогащения и, что немаловажно, с целью сплочения родительского коллектива во время совместной деятельности.
Для решения этой проблемы, передо мной была поставлена цель:
1. Провести работу, направленную на создание доверительных и партнёрских отношений родителей с ДОУ.
2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Проблема: привлечь родителей к созданию клуба «Творческая семейная гостинная» для пополнения базы группы, необходимыми материалами
Задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Познакомить родителей с требованиями к организации художественно-творческой среды.
3. Разработать перспективный план занятий творческой мастерской с родителями.
4. Активизировать и углубить воспитательные умения родителей, общаясь в тесном контакте с ДОУ.
Актуальность проекта :
Руками родителей создадутся атрибуты к детским играм, затем обыгрываются в совместной деятельности, что в дальнейшем будет способствовать созданию общего пространства, объединяющего детей и взрослых.
Участники проекта : родители, воспитатели, дети
Тип проекта : долгосрочный.
Срок реализации проекта : октябрь – май.
Ожидаемый результат:
Обогатить предметно – развивающую среду группы дидактическими играми, пособиями.
Для реализации цели и задач моего проекта, я разработала комплекс мероприятий, отраженный в следующих этапах.
Подготовительный этап:
1. Собрание «Какие игрушки нужны малышу»
2. Консультация «Роль дидактических игр в развитии детей раннего возраста»
3. Беседа «Взаимодействие ДОУ с родителями в рамках сенсорного развития детей»
4. Анкетирование «Каким бы вы хотели видеть малыша в будущем?»
5. День открытых дверей для родителей.
6. Выставка игр по сенсорному развитию детей.
7. Конкурс «Что у нас получилось»
8. Подбор материала и пособия.
Начиная свою работу по данной теме, мною была изучена литература по проблеме сенсорного воспитания детей. При отборе материала опиралась на положения отечественной педагогики, разработанной Э. Г. Пилюгиной.
По данной теме мною была разработана рабочая программа. Опыт работы показывает, что не все родители понимают значимость манипуляций пальцев рук. Мало внимания уделяют детям в самостоятельности в выполнении тех или иных действий. Всё родители выполняют за своих детей от нехватки времени и терпения. И процесс обучения откладывается на более поздний час. Поэтому родителям, полезно знать этапы развития предметного действия. Знакомство с этапами этого развития нашло своё отражение в консультации для родителей, их определил известный психолог Д. Б. Эльконин.
Моя главная задача в работе с родителями, повысить уровень педагогической культуры в сенсорном воспитании, для всестороннего развития детей.
С некоторыми родителями, я испытываю трудности, так как они считают, что тех занятий, которые проводятся в детском саду достаточно для развития детей. В таких случаях, я стараюсь убедить родителей в том, что развитие сенсорного воспитания положительно влияет на формирование у детей познавательных процессов: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, а также на развитие речи. Готовит к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучении.
С помощью родителей, изготовили комплекты решёток с большими и маленькими отверстиями геометрической формы. К каждой решётке сделали комплекты вкладышей. Сшили большую модельную куклу «Застегайка», где дети с удовольствием играют с ней застёгивают кнопки, пуговицы, молнии. Для прогулочной веранды родители сшили объёмные сенсорные коврики, где дети с удовольствием играют во время утренней и вечерней прогулки.
Очень хорошо используются дидактические игры, сделанные руками родителей «Собери букет», «Музыкальная шкатулка», «Подарок маме», эти игры были представлены на V педагогических чтениях на тему: «Современные подходы к работе с семьями воспитанников в ДОУ».
Я придумываю немало интересных заданий для детей, позволяющих заменить, как можно больше свойств, предметов. Выполняя различные действия, ребёнок ощущает вес предмета – лёгкий или тяжёлый; чувствует характер их поверхности – гладкая, твёрдая, мягкая, упругая.
Систематические занятия с предметами развивают у моих малышей наблюдательность. Дети начинают замечать физические свойства и качества предметов; разбирая и собирая кубы – вкладыши, пирамидки, матрёшки, проталкивая малые предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирая крышки к коробкам разной формы и величины.
Кроме того такая форма работы позволяет:
1. Наглядно отследить удачи и недоработки в развитии детей, причём выводы об этом, родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребёнка в группе.
2. Продемонстрировать приёмы и методы работы с детьми.
Заключение.
Благодаря хорошо налаженному контакту с родителями, к концу года, мы приходим к разным, но в тоже время неплохим результатам.
По результатам диагностики можно сказать, детям легче даётся навык ориентации в двух контрастных величинах, группировке однородных объектов по форме. Тяжелее даётся навык группировки однородных объектов по цвету, ориентации в двух контрастных формах (куб, призма).
Моя дальнейшая задача:
1. Научить, детей овладевать сенсорными навыками, которые на сегодняшний день даются труднее.
2. Улучшить условия развивающей среды для обеспечения игровой сенсорной деятельности.
3. Изготовить пособия (крупный строительный материал из поролона, сенсорные коврики с фрагментами русских народных сказок).
4. Использовать нетрадиционные, интересные формы работы с родителями, для успешного сотрудничества с ДОУ.