Свистункова Елена
Проект «С любовью к малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Свистункова Е. П.
Формирование нравственно-патриотических чувств
детей дошкольного возраста
через расширение представлений о малой родине
в рамках проекта «С любовью к малой Родине».
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Однако в современном мире на фоне переплетения культур всё более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в дошкольные годы с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, а также к своему дому, улице, городу.
Публикация «Проект „С любовью к малой Родине“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования мы считаем использование потенциала регионального компонента. Изучение опыта работы педагогических коллективов в разных регионах нашей страны свидетельствует о повышении интереса к данной проблеме и необходимости формирования нравственно-патриотических чувств будущих граждан России через концепцию исторического краеведения.
Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш город не является крупным промышленным центром, не относится к числу столичных городов России. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём малой родиной. Однако, изучая историю Пензенской области и своего города, мы сделали для себя много открытий. А также решили рассказать о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, нашим дошколятам. Так, творческой группой педагогов нашего детского сада был предложен проект по краеведению «С любовью к малой Родине», направленный на изучение истории родного города и области, с активным вовлечением детей в поисковую и исследовательскую деятельность и привлечением к сотрудничеству родителей.
Актуальность данного проекта заключается ещё и в том, что одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области, страны». В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влиянии на формирование основ патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука ещё не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.
Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду, но результаты оценки уровня знаний детей, педагогов, родителей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием. Для решения возникшей проблемы педагогами ДОУ был предложен проект «С любовью к малой Родине» и разработан перспективно-тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края.
Приступая к разработке проекта, педагоги поставили перед собой цель: развитие начал нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение их к культурно-историческим ценностям родного края, ознакомление с прошлым и настоящим своего города.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
* сформировать у детей 5-7 лет элементарные представления о родном городе и стране в целом;
* познакомить детей с символами Кузнецка (гербом, флагом, гимном);
* воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
* формировать бережное отношение к природным памятникам родного края;
* воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый современный город;
* развивать интерес детей к русским традициям и народным промыслам пензенских мастеров;
* воспитывать чувство гордости за достижения родного края в области литературы, культуры, спорта, архитектуры;
* закреплять полученные детьми знания о родном городе в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных народных играх, викторинах, конкурсах.
В ходе реализации проекта «С любовью к малой Родине» была предложена, рассчитанная на один учебный год, система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Пензенским краем, с родным городом Кузнецк, включающая разнообразные формы организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. Причем не исключался вариант планирования работы и на два учебных года с возможностью постепенного усложнения материала, корректировки содержания, детальной предварительной подготовки и подбора необходимых материалов, видения перспектив деятельности воспитателя.
Весь комплекс запланированных мероприятий направлен на то, чтобы пробудить у детей чувство восхищения своей малой родиной, неповторимостью её облика, красотой улиц, площадей, парков, скверов города.
Проект состоит из 7 тематических разделов. Все они познавательны и интересны. Формы подачи материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть, воображать, представлять, задавать вопросы. Проект составлен с учётом особенностей интеллектуального и психического развития детей и направлен на их разностороннее развитие. Поэтому названия разделов носят порой образный, интригующий характер:
I. «С чего начинается Родина…»
II. «Кузнецк литературный»
III. «Архитектурные памятники и здания Кузнецка»
IV. «Мастерами славится земля Пензенская»
V. «Кузнецк наш спортивный»
VI. «Широка страна моя родная…»
VII. «Защитники родного края».
На изучение каждого раздела отводится общее количество времени (от 4 до 9 часов). В каждом разделе обозначена цель и разработаны темы для достижения поставленной цели с указанием количества часов на изучение темы, формы организации совместной деятельности, задач и материала. Любой представленный в проекте раздел включает темы:
теоретической направленности (например, рассказ воспитателя об истории возникновения Кузнецка, сообщение об историческом названии улиц и площадей города, о культурно-исторических памятниках природы Кузнецка и др.);
практической направленности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, изготовление поделок, экскурсии в музеи города, спортивные праздники);
итоговые мероприятия по каждому разделу (конкурсы знатоков, викторины, музыкально-литературные композиции, выставки детских работ и др.).
При организации совместной деятельности, осуществляемой в рамках образовательной деятельности или в ходе режимных моментов, предполагается использование аудио-, видео-, фотоматериалов, книг о Пензенском крае, Кузнецке, иллюстраций, мультимедийных презентаций, рассматривание предметов народного декоративно-прикладного искусства пензенских умельцев.
Участниками проекта являются дети 5-7 лет (старшие и подготовительные группы, их родители, воспитатели и музыкальные руководители.
Выстраивание педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем основано на следующих принципах:
1. Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью созданы в группах краеведческие уголки, подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
2. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Пензенского края.
Сроки реализации проекта. Проект долгосрочный и реализуется в три этапа (с сентября по май).
Этапы работы над проектом.
Первый этап – установочный (подготовительный). Включает в себя диагностику состояния педагогического процесса на основе анализа педагогического опыта, методическую помощь педагогам ДОУ, создание условий для осуществления образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, разработку перспективно-тематического планирования работы по теме, подбор необходимой детской художественной и методической литературы.
Второй этап – основной (практическая деятельность детей). Предполагает внедрение в практику работы с детьми мероприятий, согласно разработанному перспективно-тематическому плану.
* Организация и проведение с детьми тематических бесед, дидактических игр, открытых просмотров по продуктивной, познавательной и музыкально-художественной деятельности «Люблю тебя, мой Сурский край» - музыкально-литературная композиция, «В гости к Абашевским мастерам» - заочное путешествие, «Знатоки природы Кузнецкого района» - викторина, «Богатыри земли русской», «Кузнецк - моя малая Родина» - досуги.
* Организация выставки детских рисунков «Кузнецк – мой родной город», изделий народного декоративно-прикладного творчества «Мастерами славится земля Пензенская».
* Приобщение родителей к деятельности по патриотическому воспитанию детей:
- выпуски ежеквартальной экологической газеты для родителей «Уголки Родины»;
- оформление стендов «Кузнецк - вчера и сегодня», «Знаменитые земляки», «Художники и писатели современного Кузнецка»;
- консультации «Приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного края», «Роль экскурсии в расширении общего кругозора детей» и др. ;
- организация групповых родительских собраний «Патриотическое воспитание в семье»;
- привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала.
* Осуществление контроля над реализацией проекта.
Третий этап – заключительный (аналитический). Результаты, достигнутые в ходе реализации проекта, будут обобщены в виде презентации по теме проекта, выступления с обобщенным опытом на заседании педагогического совета МБДОУ. Не исключается возможность внесения дополнений и корректировок в случае нерешённых проблем. Предполагается создание в условиях ДОУ мини-музея «Кузнецк – мой родной город». Экспозиции могут включать наглядные материалы, книги, исторические справки, аудио- и видеодиски, макеты, предметы народного декоративно-прикладного творчества, выполненные детьми, педагогами и родителями.
По итогам работы мы ожидаем получить следующие результаты для участников проекта:
- появление у детей интереса к изучению истории родного края, его достопримечательностям и великим людям;
- формирование у старших дошкольников основ патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите;
- расширение общего кругозора детей на основе ознакомления их с культурно-историческим наследием нашего края;
- применение полученных знаний о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой родины;
- сплочение коллектива детей, педагогов, родителей в воспитании будущих граждан своей малой родины и страны.
Перспективы.
Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Учитывая, что нравственно-патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, то доля участия в этом процессе родителей воспитанников, несомненно, велика. Поэтому в перспективе необходимо совершенствовать начатую систему работы по взаимодействию с родителями детей в данном направлении. Планируется разработка семинара-практикума по краеведению, проведение конкурсов совместного творчества детей и родителей «Мой город будущего», создание детско-родительских мини-проектов, оформление семейных презентаций на темы: «Один день нашей семьи», «Выходной для спорта», «Поездка по памятным местам Пензенской области» и др. Всё это, на наш взгляд, будет способствовать преодолению стандартного взгляда родителей на роль пассивного потребителя образовательных услуг и приобщению их к сохранению культурно-исторических ценностей своего города, области и страны в целом.
Краеведческий проект «С любовью к малой Родине» может быть предложен для использования в практике работы педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений города Кузнецка, осуществляющих данное направление в своей деятельности.
Поспеши сохранить историю
И гордись, что на Сурской земле
Есть твой город, твой дом, твоя Родина –
Всё, что свято и близко тебе.
Список литературы
1. Арсенина Е. И., Матюшкина О. Л. Энциклопедия детских игр. М., 2009.
2. Буренкова Л. М. Приобщаем детей к русской народной культуре // Воспитатель ДОУ. 2011. №2.
3. Волобуева Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем. Челябинск: Изд. центр «Педагогика: традиции и инновации», 2011.
4. Горланов Г. Е. Дороги в мир знаний: Учебное пособие. Пенза, 1995.
5. Ельцова О. М., Антонова Г. А. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. №4.
6. Захарова М. А. Система работы с семьёй средствами этнопедагогики // Управление ДОУ. 2011. №4.
7. Комратова С. Н., Грибова И. С. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М., 2007.
8. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М. : Изд-во ТЦ Сфера, 2005.
9. Купецкова Е. Ф., Гостяева В. В., Штанчикова Л. М. Дошкольникам о народной культуре Пензенского края: Методическое пособие. ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2009.
10. Купецкова Е. Ф., Куренкова В. П. История Пензенского края – как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста. Пенза, 2008.
11. Ладонина Ю. А. Сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2012. №10.
12. Миронова Л. П. Люби и знай родной свой край // Воспитатель ДОУ. 2008. №1.
13. Москалёва Л. И. Я и мир. М., 2010.
14. Пантелеева Н. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам // Дошкольное воспитание. 2011. №2.
15. Прохорова О. А. Познавательно-творческий проект «Наш любимый город – Москва» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2012. №9.
16. Савенков А. И. Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей. Ярославль. Изд. центр «Академия развития», 2009.
17. Солнцева О. В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. №10.
18. Юченкова Л. А. Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании // Воспитатель ДОУ. 2011. №12.
19. http: // www.coolreferat.com / Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края.
20. http: // www.vospitatel.com.ua / zaniatia / min / bogatyri.htm // Подольская Е. И. Физическое развитие детей 2-7 лет. Сюжетно-ролевые занятия.
21. http: // www.allfochidron.ru / Якуб С. К. Вспомним забытые игры.