Галина Мансурова
Проект «С чего начинается Родина» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «С чего начинается Родина» первая младшая группа
Данный проект направлен на формирование начальных представлений детей о нравственно-патриотическом воспитании.
Содержание
Паспорт проекта 3
Проблема и актуальность проекта 4
Цель и задачи 6
Предполагаемые результаты 6
Материально-технические ресурсы 7
Этапы реализации проекта 8
Работа с родителями 15
Выводы 16
Литература 17
Приложение 1
Приложение 2
Паспорт проекта
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта: познавательно - творческий.
Срок реализации проекта: среднесрочный, 4 месяца (С 9 января по 9 мая).
Участники проекта: дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет, воспитатели группы.
Партнеры проекта: родители воспитанников.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
Проблема
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Актуальность проекта
Любить Родину – это знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным?
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, знакомство с природой родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, основными целями и задачами по патриотическому воспитанию детей 2-3 лет является формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, это вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Цель проекта
Формировать начальные представления детей о нравственно-патриотическом воспитании.
Задачи
1. Развивать представления у воспитанников о положительных сторонах детского сада.
2. Напомнить детям название родного города.
3. Побуждать называть имена мам, пап, бабушек, дедушек.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
5. Воспитание внимательного отношения и любви к близким людям.
Предполагаемые результаты
1. Сформировано позитивное отношение к детскому саду.
2. Называют свое имя, имена членов семьи.
3. Расширен кругозор детей о праздниках: «День Защитников Отечества», «Мамин День», «День Победы».
4. Сформировать желание у родителей воспитанников и детей к совместной деятельности.
Материально-технические ресурсы:
Методическая и художественная литература; магнитофон, аудиозаписи патриотических песен, маршей, песен о маме.
Телевизор, слайды «Победа», картина праздничного парада, картинки с изображением салюта.
Изобразительный материал для продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
• Обсуждение цели, задач с родителями.
• Изучение методической литературы.
• Подбор художественной литературы.
• Подготовка дидактических материалов.
• Оформление предметно-развивающей среды.
II этап – основной (практический):
2- 3 Неделя января
Тема: «ДЕТСКИЙ САД»
Образователь-ная область Мероприятия Задачи
Социально-коммуникатив-ное развитие Дидактическая игра «Поручения»
Побуждать к самостоятельности. Формировать у детей осознанное отношение к порядку.
Дидактическая игра «Друзья»
Продолжать знакомить детей друг с другом.
Речевое развитие "Беседа о няне"
Отвечать на вопросы, называть предметы-помощники няни и их назначение.
Пальчиковая игра «Помощники»
Развивать эмоциональную выразительность.
Познаватель-ное развитие "Путешествие по детскому саду"
Продолжать формировать знания о своем детском саде.
Дидактическая игра «На нашем участке»
Учить детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять просьбы.
"Кто нам помогает" (работа младшего воспитателя)
Формировать представление о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему.
4 неделя января – 1 неделя февраля
Тема: «МОЙ ГОРОД»
Образователь- ная область Мероприятия Задачи
Социально-коммуникатив-ное развитие Дидактическая игра «Специальные машины»
Расширять представление о предназначении разных машин.
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание фотоальбома «Юрга» Пополнить знания детей о городе, в котором мы живем.
Речевое развитие Чтение рассказа «Как машина зверят катала». Знакомить с профессией шофера.
Познаватель-ное развитие Дидактическая игра «На приеме у врача»
Продолжать знакомить детей с работой врача.
Сюжетно – ролевая игра «Шоферы»
Продолжать знакомить детей с профессией шофера. Продолжать учить детей устанавливать взаимоотношения в игре.
Дидактическая игра «Едут машины»
Продолжать развивать потребность в общении и взаимодействии. Формировать доброжелательные взаимоотношения.
Итоговое мероприятие Коллаж «Юрга – моя Родина»
Формировать умение передавать свои впечатления в творчестве.
2 – 3 неделя февраля
Тема: «НАШИ ЗАЩИТНИКИ»
Образовательная область Мероприятия Задачи
Социально-коммуникатив-ное развитие Игра «Пускание мыльных пузырей»
Снятие эмоционального напряжения.
Художественно-эстет. развитие Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком»
Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Речевое развитие Беседа «Дедушка»
Продолжать учить называть членов семьи, их имена. Формировать доброе отношение к близким.
Беседа «Про папу»
Воспитывать у детей уважение к своим папам, желание быть на них похожими.
Развивать умение разгадывать загадки.
Беседа «Вы наши Защитники»
Формировать знания о празднике День защитника Отечества.
Вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.
Познаватель-ное развитие Сюжетно – ролевая игра «В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек»
Подводить к пониманию роли в игре.
Физическое развитие Подвижная игра «Самый меткий»
Развивать меткость.
Подвижная игра «Летчики»
Обогащать двигательный опыт детей.
Итоговое развлечение «Военный поход»
Познакомить с праздником — Днем защитника Отечества. Воспитывать доброе отношение к папе.
4 неделя февраля – 1 неделя марта
Тема: «МАМА, БАБУШКА И СЕСТРА»
Образователь-ная область Мероприятия Задачи
Социально-коммуникатив-ное развитие Дидактическая игра
«Назови ласково»
Развивать эмоциональную сферу детей.
Дидактическая игра «Мамины помощники»
Учить проявлять заботу и внимание к маме.
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Украсим ковер для бабушки»
Рисовать узоры только в полоску для бабушкиного ковра.
Лепка «Бусы для мамы».
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание радовать маму.
Речевое развитие "Беседа о членах семьи"
Продолжать учить называть членов семьи, их имена.
Физическое развитие Подвижная игра «Жил-был у бабушки козлик»
Создать положительный эмоциональный климат в группе
Подвижная игра «Мамам дружно помогаем»
Развивать умение подражать, действовать ритмично.
Итоговое развлечение с участием мам «Вместе с мамой поиграю!»
Создать праздничное настроение, содействовать развитию любви к маме, бабушке.
2 – 4 неделя марта
Тема: «СЕМЬЯ»
Образователь-ная область Мероприятия Задачи
Социально-коммуникатив-ное развитие Беседа «О семье»
Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету»
Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
Речевое развитие Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение повторять движения за воспитателем.
Познаватель-ное развитие Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
Продолжать знакомить детей с понятием «Семья».
Физическое развитие Подвижная игра «Помирились»
Развивать умение подражать, действовать ритмично.
Подвижная игра «Вышла курочка гулять»
Учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом
Итоговое развлечение «Крепкая семья»
Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
1 – 3 неделя апреля
Тема: «МОЙ ДОМ»
Образователь-ная область Мероприятия Задачи
Социально-коммуникатив-ное развитие Дидактическая игра «Ухаживаем за обувью»
Обратить внимание детей на необходимость ухаживать за обувью.
Побуждать к взаимодействию в труде.
Художественно-эстетическое развитие Слушание песни «Посмотри, как хорош дом, в котором ты живёшь».
Создать положительный эмоциональный климат
Речевое развитие Рассматривание картины «Девочка играет с куклой».
Уточнять знания детей о некоторых предметах мебели и их назначении.
Познаватель-ное развитие Дидактическая игра «Построй свой дом»
Продолжать расширять представления детей о доме, семье, близких, которые живут вместе.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Учить понимать обобщающее слово «мебель».
Физическое развитие Подвижная игра «Строим дом»
Способствовать повышению подвижности суставов, укреплению мышц.
4 неделя апреля – 1 неделя мая
Тема: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Образовательная область Мероприятия Задачи
Художественно-эстетическое развитие Слушание марша «Прощание славянки».
Развивать слуховое восприятие.
Речевое развитие Разучивание стихотворения А. Барто «Флажок»
Учить выразительно декламировать
Познаватель-ное развитие Рассматривание картинок «Военная техника для детей»
Ознакомить с разными видами военной техники.
Просмотр видеоролика: «Парад военной техники».
Физическое развитие Подвижная игра «Как солдаты»
Развивать умение подражать, действовать ритмично.
Итоговое развлечение «Знакомство с солдатом»
Воспитывать у детей патриотические чувства.
Работа с родителями:
• Консультации:
«Воспитание патриотических чувств младших дошкольников», «Детский сад – как дом родной».
• Изготовление родителями альбома «Мой любимый детский сад».
• Совместно с родителями и детьми изготовлен коллаж «Юрга – моя Родина».
• Совместно с родителями выпущены фотогазеты: «Мой папа - защитник», «Мама – солнышко мое», патриотическая газета «Дедушкин архив», пополнен фотоальбом «Защитники Отечества».
• Выставка военной техники
«Вот какой у ребят замечательный парад!».
III Заключительный этап
• Открытое занятие «Знакомство с солдатом»
Выводы:
Воспитанники называют свое имя, имена членов семьи.
У детей сформировано позитивное отношение к детскому саду.
Расширен кругозор детей о праздниках:
«День Защитников Отечества», «Мамин День», «День Победы».
Создана атмосфера взаимопонимания и эмоциональной взаимоподдержки воспитанников и их родителей в ходе активного участия в подготовке к праздникам 23 Февраля, 8 Марта, 9 Мая.
Литература
1. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова: - Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
2. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника /авт. М. Д. Маханева:- ТЦ Сфера, 2010. – 120с.
3. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / авт. Н. Г. Зеленова: Скрипторий, 2016. – 104с.
4. Мы живем в России. В. Степанов:- Оникс-Лит, 2014. – 32с.
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192с.