Елена Чигрик
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина.» средняя группа. Подготовила воспитатель средней группы Чигрик Е. Л.
Тип проекта : краткосрочный
Вид проекта : групповой, творческий
Место проведения: средняя группа «Непоседы»
Состав проектной группы : воспитатели, воспитанники группы дети 4-5 лет, родители
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „С чего начинается Родина“, Средняя группа» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Режим работы: во время и вне образовательной деятельности
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л. Н. Толстой
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни- основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни, формирует навыки нравственно- патриотического воспитания. Является источником любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Семья- одна из величайших ценностей, созданных человеком за всю историю своего существования. И ребёнок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста- часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина : близкие, дорогие ему места, где живёт он, его родственники.
Актуальность:
Воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду, своей Родине нужно с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Всё хорошее начинается с родного дома и матери- хранительницы очага.
Крылатая фраза «Всё начинается с детства» - как нельзя больше подходит к данному вопросу. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Чтобы воспитать у детей любовь к Родине, сначала нужно воспитать в них любовь к самому близкому- родной семье и детскому саду, ведь это - основа из основ духовно- нравственного воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом - гражданином России и только потом- жителем планеты Земля.
Проведя опрос детей в форме беседы- выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители, о бабушках и дедушках.
Забыты такие понятия как род, родословная, предки. Родители, гуляя с детьми, не рассказывают им об исторических местах, о памятниках, скульптурах и других достопримечательностях города. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций, формирования навыков нравственного воспитания становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья в развитии и формировании социально- нравственной культуры ребёнка.
С целью изучения семьи, истории своего города, его значимых мест, для совместного творчества родителей и детей появилась идея создать проект «С чего начинается Родина…» (1. Семья- это важно! Семья- это счастье! 2. Детский сад- второй наш дом! Наш родной город.)
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом- это в крови у каждого нормального человека. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то на чём строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Чтобы воспитать патриотов своего города- надо его хорошо знать.
Проблема:
Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную, знает достопримечательности своего города, хотя часто проходят мимо них.
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и преумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе – одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, родного города. В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого- к далёкому, от малого- к великому (моя семья- мой дом- мой детский сад- моя улица- мой город- моя страна).
Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
Недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
Отсутствие интереса родителей к жизни дошкольного учреждения.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, получать новые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в интересной форме.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель:
Продолжение работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей, расширение знаний детей о своей семье, о родном городе и его достопримечательностях через организацию различных видов деятельности, воспитание чувства любви к Родине, родному городу, семье.
Задачи проекта (в работе с детьми) :
1. Формировать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
2. Формировать у детей представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях;
3. Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, прогулок;
4. Развивать эмоционально- ценностные отношения к семье, дому, улице, городу;
5. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
Задачи проекта (в работе с родителями) :
1. Привлечь родителей к участию в реализации проекта «С чего начинается Родина…» через создание тематического альбома с фотографиями «Дети и достопримечательности города Кемерово»,
2. Оформление альбома «Генеалогическое древо моей семьи».
3. Поддерживать интерес, чувство гордости, любви и уважения у дошкольников к своей малой Родине»,
4. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Задачи проекта (для педагога) :
1. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
2. Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей, выбору адекватных методов и форм.
Методы работы:
наглядные, словесные, практические.
Приё мы работы: показ, разъяснение, объяснение рассказа, рассматривание.
Формы работы с детьми: беседы, ОД по развитию речи,
рассматривание тематических альбомов, иллюстраций
выставка детских работ;
дидактические игры, сюжетно- ролевые игры;
творческая речевая деятельность.
С родителями : беседы, консультации;
создание тематического альбома и древа семьи.
Проект был реализован в три этапа:
1 этап- Организационно- подготовительный этап:
-Определение цели и задач.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Опрос детей на тему «Что я знаю о своей семье?». «Любимые места для прогулок».
- Подбор художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, загадки).
- Подбор иллюстрационного материала.
2 этап- Основной (практический) :
- Совместное изготовление детей с родителями «Генеалогическое древо семьи» и выставка работ с рассказами о семье.
- Выставка детских рисунков «Моя семья».
- Сюжетно- ролевые игры: «Семья на отдыхе», «Накрываем стол к приходу гостей», «Семейные праздники», «Детский сад», игра- ситуация «Мы гуляем с семьей по городу», «Мои любимые места, где я люблю гулять» .
- Чтение художественной литературы:
Е. Благинина «Посидим в тишине», Толстой «Бабушка и внучка», З. Александрова «Родина», С. Орлов «Родина»
- Беседы: На кого хочу быть похожим», «Любимый отдых моей семьи», «Семейные праздники», «Город, в котором я живу», «О мужестве и храбрости», «Мои друзья в детском саду».
- Ситуативный разговор «Выходной день в моей семье», «Наше путешествие», «Как я помогаю дома».
- Художественно-эстетическая деятельность: Изготовление подарков к празднику 23 февраля, Дню влюблённых, на День рождение друга.
- Сотворчество родителей и детей : «Мама, папа, я- счастливая семья», «Незабываемый выходной»- составление рассказов.
- Дидактические развивающие игры: «Назови ласково», «Профессии», «»Кому, что нужно для работы»- закрепление знаний о профессиях взрослых, д/ игры «Экскурсоводы», «Сложи фотографию города», «Разрезные картинки», «Собери семью вместе», «Назови имя по другому».
- Рассматривание фотографий города.
- Чтение и разбор поговорок и пословиц о Родине, семье.
3 этап- Заключительный:
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Оформление фото- альбома «Дети и достопримечательности города»
- Викторина для детей «Моя малая Родина».
- Оформление альбома «Генеалогическое древо моей семьи».
- Интеллектуальная игра «Наши папы- знатоки».
- Творческая работа- изготовление древа группы «Непоседы».
- Подарки для родителей на День Влюблённых, подарки папам к 23 февраля, подарки друзьям на День рождение.
- Выпуск газеты к празднику 23 февраля.
- Оформление альбома с иллюстрациями города Кемерово.
- Консультация для родителей : «Мама, папа, я- счастливая семья или незабываемый выходной», «Генеалогическое древо семьи».
- Итоговый семейно- спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»
Особенность нашего проекта состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаём, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде «Воспитатели- дети- родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Прогнозируемый результат:
Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Знают, что является их «малой» Родиной, испытывают чувства гордости за свой город.
Проявляют интерес к родному краю, городу, который находит отражение в совместных рассказах детей и родителей.
Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье, знают много информации о своей семье, о её членах; понимают значимость семьи в их жизни; проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кемерово, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Заключение:
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в семье вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены: консультации для родителей, беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.
Проект дал возможность реализовать творческие возможности родителей, а детям повод гордиться своими мамами, папами, бабушками.
Дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, о семейных традициях. Стали понимать значимость семьи в жизни каждого человека. Научились организовывать сюжетно- ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье, детском саде, городе.
В процессе работы над проектом родители, дети и воспитатели стали единой командой. Родители стали активно участвовать в мероприятиях проводимых в детском саду.
В результате совместной деятельности произошли заметные положительные изменения в отношениях между родителями и детьми. Дети стали чувствовать, что они нужны и их понимаю и они на ровне со взрослыми. Родители осознали важность совместно проводимой работы, досугов, мероприятий.
В итоге можем сказать, что повысилось качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей.