Светлана Устинова
Проект «С чего начинается Родина»
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СШ№2 им. А. Круталевича, гор. Гвардейска»
Проект
«С чего начинается Родина?»
Вид проекта : творческо-информационный
Длительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители
Руководитель проекта : Устинова Светлана Николаевна
Г. Гвардейск, 2022- 2023гг.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране- к её истории, её прошлому и настоящему».
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель проекта. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи
• Фoрмирование у детей представления o семье, доме, городе, в котором они живут, о стране
• Освоение системы знаний, умeний и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
• Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья», «Мой город Гвардейск», «Моя страна Россия».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, будущих дoстойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников пpоекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Этапы реализации проекта
I.Подготовительный этап
1. Анкетирование родителей «Традиции вашей семьи»
2. Опрос детей: «Какая наша страна - Россия?», «Что я знаю о семье?».
3. Планирование проекта, обсуждение целей и задач проекта.
4. Пополнение патриотического уголка новой информацией: подбор материалов, художественной литературы по теме «Семья», «Наша страна - Россия».
II. Основной этап (практический)
1. Моя семья - это Родина моя
Познавательное развитие.
• Беседа «Наша дружная семья»
• Беседа «Семья глазами ребёнка»
• Поговорки о семье
• Чтение стихотворений о семье
• Беседа «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»
Художественно-эстетическое развитие
• Рисунки «Моя дружная семья»
• Генеалогическое древо
• Книжка-малышка «Моя семья»
• Аппликация «Моя мамочка»
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семейное чаепитие»
Работа с родителями
• Праздник «День Матери»
• Консультация «Что такое генеалогическое древо»
• Изготовление родословного древа
• Консультация «Народные семейные традиции в воспитании ребёнка»
2. Мой город -это Родина моя
Познавательное развитие
• Просмотр презентации «Достопримечательности Гвардейска»
• Д/и «Сложи картинку»
Художественно-эстетическое развитие
• Рисунки на тему «Мой Гвардейск»
3. Моя страна- Россия- это Родина моя
Познавательное развитие
• Образовательная деятельность «День народного единства»
• Беседа «Наша родина- Россия»
• Беседа «Как жили люди на Руси»
• Беседа «Какие народы живут в России»
• Беседа «Государственные символы России»
• Чтение главы «Волга- кормилица» из книги С. Баруздина «Страна, где мы живём»
• Чтение сказок народов России
• Стихотворение В. Степанова «Флаг России», М. Лисянского «Моя Родина»
• Просмотр презентации «День народного единства»
• Просмотр презентации о Вов
• Участие в XIV Международной акции «Читаем детям о войне»
Художественно-эстетическое развитие
• Раскрашивание флага России
• Изготовление русских матрёшек
• Роспись по дереву «Герб России»
• Раскрашивание водоносок и матрёшек в народном стиле
• Пластилинография «Голубь мира»
• Конструирование «Флаг России»
Игровая деятельность
• Д/и «Разрезные картинки» (предметы быта)
• Д/и «Русские народные сказки»
• Подвижные игры «Золотые ворота», «Гори-гори ясно», «Гуси-лебеди»
Работа с родителями
• Консультация «Как воспитать маленького патриота»
III. Заключительный этап
• Родительское собрание «Семейные традиции»
Используемая литература
Н. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду», СПБ, 2010г.
Н. Г. Зеленова «Мы живем в России».
Т. Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества». Производитель: Корифей. Серия: Детский сад. 2010г.
Н. В. Алешина «Мое Отечество Россия». М. : Сфера, 2011г.
М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
Е. К. Ривина «Российская символика». Год: 2005 Издание: АРКТИ.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам народной культуры».
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
Натарова В. И., Карпухина Н. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). - М: ТЦ Сфера, 2003.
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-правовое воспитание дошкольников. - М. : «Издательство Скрипторий» 2003.
В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
Интернет-ресурсы.