Наталья Заботина
Проект «Русский язык — наше богатство!»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Название проекта : Русский язык – наше богатство!
Руководитель проекта : заведующая филиалом №7 ЦГБ, Заботина Н. В.
Срок реализации: 01.01.2023 – 31.12.2023
Описание проекта
Программное содержание:
расширить знания детей о русском языке
сформировать у детей чувство любви к родному языку
воспитывать бережное отношение к русскому языку
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Русский язык — наше богатство!“» размещена в разделах
2023 год объявлен Годом русского языка как языка межнационального общения.
Современные дети и подростки не гордятся родным языком, в речи используют слова «сорняки».
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с русским языком, формирование у детей гордости за родной язык, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы библиотеки привели к выбору темы проекта.
Ожидаемый результат проекта : Дети имеют представление о родном языке, умеют правильно разговаривать, знают, что русский язык – язык межнационального общения.
Объект проекта : русский язык
Предмет проекта : программа работы библиотеки с детьми-читателями с участием взрослых читателей
Цель проекта : расширить знания детей о русском языке, сформировать у детей чувство любви к Родине, формирование убеждения о важности родного языка, воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Задачи проекта :
изучить русский язык в соответствии с возрастом;
провести цикл занятий и мероприятий по теме русский язык - богатство;
организовать выставку детских рисунков «Русские народные сказки»;
ознакомить детей с литературными и художественными произведениями русских детских писателей;
провести заключительное мероприятие «Наша гордость – русский язык» .
Срок выполнения: 1 год
Участники проекта : дети-читатели, взрослые-читатели
Необходимые материалы и оборудование: компьютер, литература о русском языке.
Предполагаемый продукт проекта :
Посиделки «Наша гордость – русский язык» .
Содержание проекта
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин;
организация развивающей среды в библиотеке.
Основной этап
ознакомление детей с художественной литературой;
проведение бесед;
рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
проведение мероприятий;
рисование с детьми на тему «Русские народные сказки»;
создание проектного продукта и его презентация.
Заключительный этап
анализ результатов проекта.
План работы
Дата Содержание работы Участники Ответственные
Подготовительный этап
01-31.01.
2023 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.). Зав. библиотекой
Основной этап
05.02.2023 Громкое чтение «Беличья память» М. Пришвина (1 февраля всемирный день чтения вслух) Дети д/сада Зав. библ.
21.02.2023 Презентация «История развития языка – история развития человечества» (Международный день родного языка) Дети Зав. библ.
21.03.2023 Квест «Вот компания какая»
(Всемирный день поэзии) Дети Зав. библ.
05.04.2023 Участие в межрегиональной акции для детей 5-10 лет (ПКДБ) «Детская площадка» к 65-летию со д. р. А. Усачева дети Зав. библ.
24.05.2023 Образовательная игра «Веселая грамматика»
(День славянской письменности и культуры) дети Зав. библ.
06.06.2023 Пушкинский день дети Зав. библ.
август Тематическая полка «Игры и забавы на основе знания русского языка» Дети и взросл. Зав. библ.
07.09.2023 День борьбы с ненормативной лексикой
(8 сентября Международный день грамотности) дети Зав. библ.
октябрь Участие в межрегиональном онлайн-спринте «О, сколько нам открытий чудных…» (ПКДБ) дети Зав. библ
МОБУСОШ 12
22.11.2023 Аукцион литературный
(День словаря) дети Зав. библ.
Заключительный этап
декабрь Посиделки «Наша гордость – русский язык» Дети и взросл. Зав. библ.
Система оценивания результатов проекта
Результат проекта положительный, если читатели на заключительном мероприятии демонстрируют знание русского языка, испытывают гордость за родной язык
Риски и методы их коррекции:
Слабая активность читателей – рекламная кампания
Низкая мотивация читателей – стимуляция читателей (грамоты, благодарность в СМИ)
Список литературы:
1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – Москва: URSS [и др. ], 2007. – 569 с.
2. Борискина, О. О. Теория языковой категоризации. Национальное языковое сознание сквозь призму криптокласса / О. О. Борискина, А. А. Кретов. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. – 209 c. – (Межрегиональные исследования в общественных науках / МИОН).
3. Вьюнов, Ю. А. Русский культурный архетип : страноведение России: учебное пособие / Ю. А. Вьюнов. – Москва: Флинта [и др. ], 2005. – 478 с.
4. Глобализация - этнизация. Этнокультурные и этноязыковые процессы : [сборник статей] : в 2 кн. / ответственный редактор Г. П. Нещименко. – Москва: Наука, 2006.
5. Зализняк, А. А. Ключевые идеи русской языковой картины мира / Анна А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев. – Москва: Языки славян. культуры (А. Кошелев, 2005. – 540 с.
6. Картина мира и способы ее репрезентации: сборник научных докладов [конференции " Национальные картины мира : язык, литература, культура, образование" (21-24 апреля 2003г., Курск]. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. – 325 с.
7. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / О. А. Корнилов. – Москва: ЧеРо, 2003. – 347 с.
8. Русский язык : исторические судьбы и современность / Международный конгресс исследователей русского языка, Москва, филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 13-16 марта 2001 года: труды и материалы. – Москва: Издательство Московского университета, 2001. – 518 с.
9. Рылов, Ю. А. Аспекты языковой картины мира : итальянский и русский языки / Ю. А. Рылов. – Москва: Гнозис, 2006. – 302 с.
10. Тарланов, З. К. Язык. Этнос. Время: очерки по русскому и общему языкознанию / З. К. Тарланов. – Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1993. – 223 с.
11. Теоретические проблемы языкознания : сборник статей к 140-летию кафедры общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. – Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2004. – 655 с.
12. Трубачев, О. Н. Этногенез и культура древнейших славян: лингвистические исследования / О. Н. Трубачев. – Москва: Наука, 1991. – 269 с.
13. Шмелев, А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность / А. Д. Шмелев. – Москва: Языки славянской культуры, 2002. – 492 с.
14. Языковая картина мира : материалы Всероссийской научной конференции / ответственный редактор Н. В. Феоктистова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. – 203 с.
15. Яковлева, Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (Модели пространства, времени и восприятия) / Е. С. Яковлева. – Москва: Гнозис, 1994. – 343 с.