Хадижат Алемировна Абдулхамидова
Мини-музей «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Русская матрешка
Актуальность:
«Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда можно рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал Ушинский.
Публикация «Мини-музей „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Мини-музей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Матрёшка – символ русского народного искусства, самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всём мире знают нашу матрёшку, хотя ей чуть больше ста лет. Она является символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Именно поэтому основной идеей создания нашего музея является совместное творчество детей и родителей, вызывающее массу положительных эмоций и создающее особо тёплую атмосферу.
Сроки: проект краткосрочный с 01.03.2014 по 15. 04.2014
Формы реализации проекта:
1. Чтение художественной литературы;
2. Тематические беседы;
3. Просмотр видеоматериалов;
4. Прослушивание аудиозаписей;
5. Создание творческих работ детьми (рисование, аппликация, лепка) ;
6. Театрализованные игры;
7. Изготовление макета матрёшки;
8. Создание индивидуальных, совместных с родителями мини – проектов
Итог:
1. Создание мини-музея «Русская матрёшка» в группе.
2. Презентация мини-музея «Русская матрёшка».
Этапы:
1. Подготовительный.
-опрос детей, выявление уровня знаний детей по данной теме;
-составление плана работы (воспитатель – родитель - дети).
- подбор литературы, наглядности, дидактического материала;
-составление планов конспектов для старшей группы;
2. Деятельностный.
- Коммуникация: дети играют с матрёшками, рассматривают иллюстративный материал, фотографии разных видов матрёшек, обсуждают их;
- Познание: беседа о матрёшках, знакомство со стадиями производства матрёшки. Знакомство детей с презентацией «История русской матрёшки»; экскурсия в парк, знакомство с деревьями, из которых изготавливаются эти куклы.
- Художественное творчество: рисование матрёшки, раскрашивание, изготовление в различных нетрадиционных техниках.
- Чтение художественной литературы: чтение книг о матрёшке, стихотворений, потешек, отгадывание загадок.
- Прослушивание аудио записи русской народной песни «Матрёшка»;
- Дидактические, подвижные игры;
- Совместное изготовление поделок матрёшек в музей (дети, родители);
3. Заключительный.
-Создание музея совместного творчества родителей и детей «Русская матрёшка»;
-Презентация проекта;
-Подведение итогов проделанной работы.
Дата старта проекта: 01.03.2014
Название проекта: «Русская матрёшка» (творческо-исследовательский)
Авторы: Воспитатель, дети, родители.
Идея проекта: Пробудить интерес детей к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с Матрёшкой.
Проблема: В настоящее время, начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний об истоках русской культуры и русского народного творчества. У детей не достаточно развит интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект: Почему русская матрёшка является символом России? Почему деревянную куклу- игрушку назвали матрёшкой? Благодаря чему матрёшка остаётся любимой и популярной во всём мире? Как появилась матрёшка?
Цель: Воспитывать любовь и уважение к народному искусству. Расширить круг представлений о разнообразий этой игрушки. Дать некоторые доступные для детей исторические сведения о ней.
Задачи: Формирование понятий о русской народной культуре и чувстве патриотизма; Развитие инициативы планирования и проведения исследовательской деятельности; Создание условий для творческой самореализации детей для освоения некоторых художественных элементов росписи Матрёшки;
Основной замысел: Предоставление детям возможности самостоятельно искать нужную информацию, для того чтобы расширить знания о русском народном творчестве на примере русской матрёшки.
Механизм реализации проекта: Создание мини-музея «Русская Матрёшка».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
–выбор темы проекта и формы для его защиты.
- подбор методического материала, литературы по данной теме.
- подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изодеятельности;
2. Исследовательский:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы можно использовать (принадлежности, оборудование);
-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
- ознакомление с историей матрёшки;
- изучение художественных элементов;
- составление орнаментов;
3. Творческий:
- работы детей (лепка матрёшек из глины и роспись);
- совместная художественная деятельность родителей и детей;
- обобщение результатов работы;
- сбор – коллекции игрушек – матрёшек;
Ожидаемый результат:
Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Критерии результативности: Активное участие в поиске полезной информации. Количество интересной и полезной информации найденной детьми совместно с родителями. Эмоциональный отклик ребёнка на результат своего творчества.
Методы, оценки результативности: Беседы, творческие задания, анкетирование.
Форма презентации и отчё тности: Показ презентаций по теме; разработка детей с родителями «Семейной матрёшки»; выставка детских работ; оформление мини-музея «Матрёшка»; развлечение «Весёлая матрёшка».
Анализ:
В завершение работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том почему матрёшка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока ещё нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать её, делать выводы.