Эльвира Ширшенкова
Проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста
ПРОЕКТ
«Русская матрешка»
для детей среднего дошкольного возраста
Паспорт проекта «Русская матрёшка».
Тип проекта : познавательно – творческий
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный с ноября по декабрь,
Возраст : 4-5 лет
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Русская матрешка“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.
Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.
Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.
Цель проекта : Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи проектной деятельности :
1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
2. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография, аппликация, папье - маше.
3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Материально-техническое оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:
Сюжетно – ролевые игры: ««Магазин «Сувениры», «Ярмарка».
Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др., кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);
Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек по росту», «Подбери узор для матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».
Наглядные пособия: деревянные куклы - матрешки, матрешки способом папье – маше, матрешки из гипса, альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки», лэпбук «Русская матрешка» и др.
Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, раскраски, разрезные матрешки,
Материал для музыкальной деятельности: презентация «Русская матрешка»
Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке : В. Берестов «Матрешкины потешки», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», Сказки о матрешках
Выносной материал и игрушки для игр: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
Прочие материалы и оборудование:, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
1. Знакомство детей с историей происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
3. Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.
4. Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
5. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
6. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
7. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
8. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Гипотеза проекта : если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (гуашь, пластилинография, аппликация и др., ценить матрешку как культурный символ России.
У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)
Формы реализации проекта :
• организованная – образовательная деятельность
• наблюдения
• чтение художественной литературы
• совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)
• художественная деятельность
• рассматривание наглядного материала, иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций
• самостоятельная игровая деятельность детей
• трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)
Этапы работы над проектом :
I этап – подготовительный:
1. Определение темы проекта
2. Формулировка цели и определение задач
3. Подбор материалов по теме проекта
4. Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов
5. Изучение методической литературы, сбор информации.
8. Составление плана основного этапа проекта
II этап – основной
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить детей с историей матрёшки.
3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4. Игровая деятельность.
III – этап заключительный
1. Домашние задания для совместной деятельности с родителями.
2. Оформление экспозиции мини-музея «Куклы матрёшки».
3. Презентация проекта
4. Изготовление лэпбука «Русская матрешка»
Содержание проектной деятельности.
• Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
• Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке
• Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
• Совместно с родителями:
- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.
- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».
Вид деятельности,
формы работы
Задачи
I. Наблюдение (на прогулке) :
1. За деревьями 1. Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки).
2. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру.
3. Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе.
2. За играми детей на прогулке. 1. Дать понятие о том, что на прогулке играть можно с игрушками из пластмассы, дерева, металла, но игрушки народного промысла в играх во время прогулки использовать нельзя.
2. Расширять кругозор детей о том, что можно использовать природный материал (снег, песок и др.) для постройки (н-р, матрешки из снега, песка и др.).
3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, коммуникативные способности в ходе совместной деятельности.
II. Игровая деятельность
(совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)
«Дружная семейка матрешек».
• Игры пальчиковые:
1. Мы – матрешки.
2. Мы – веселые матрешки
3. Раз – матрешка, два – матрешка…
• Игры подвижные:
1. «Бегите к матрешке»
2. «Раз, два, три матрешечку найди»
3. Добрось мяч до матрешки
• Игры хороводные:
1. «Матрешечка - матрешка»
2. «Мы – веселые матрешки»
• Игры речевые:
1. «Назови ласково»
2. «Опиши матрешку»
• Математические игры:
1.«Одна и много», 2.«Помоги матрешке найди свои игрушки»;
• Сюжетно – ролевые игры:
1. «Магазин «Сувениры»
2.«Музей Куклы- матрешки»
1. Закреплять знания об использовании природного материала для постройки.
2. Развивать речь, мышление, память, фантазию, воображение, творческие способности, художественно – эстетический вкус.
3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.
4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.
1. Способствоать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения.
2. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.
3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно.
1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).
3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.
1. Учить детей играть согласно слов и правил игры.
2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.
1. Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова.
2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь.
3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.
1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли.
2. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно.
Мультимедийная презентация «Русская матрешка» 1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве.
2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам.
3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса.
4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества.
• Беседа «Расскажем о матрешке» 1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке.
2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие.
3. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников.
III. Ознакомление с художественной литературой.
Чтение сказок, стихотворений, частушек, загадок о матрешках.
1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.
2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке.
3. Развивать память, мышление, речь.
4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.
IV Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)
• «Самая красивая матрешка» (лепка)
• ««Красавицы- подружки»»
(изодеятельность)
• Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»
• Раскрашивание раскрасок по теме проекта. 1. Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки.
2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.)
3. Учить выкладывать узор.
3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками,красками.
5. Развивать творчество, воображение, фантазию.
6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки.
V. Трудовая деятельность:
- трудовые поручения
- самообслуживание
- коллективный труд
- дежурство 1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.)
2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий.
3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столо-вой.
4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников.
VI. Взаимодействие с родителями:
• родительские встречи;
• подборка художественной литературы (стихотворения, рассказы, иллюстраций, картинок о матрешках.
• изготовление матрешек из гипса «Матрешка вместе с семьёй»
• организация музея «Куклы матрешки»
• изготовление папки – передвижки:
«Что мы знаем о русской матрешке?», лэпбука «Русская матрешка»
1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.
2. Приобщать родителей к воспитательному процессу.
3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми.
4. Создать эмоциональный настрой
Итог работы над проектом :
В результате работы над проектом у детей :
1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.
2. Дети умеют различать некоторые виды матрешек матрёшек;
3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи некоторых видов матрёшек;
4. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны с удовольствием читают стихи о матрёшке, раскрашивают матрешек;
Итог проекта :
В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети средней группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.
Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста : в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Планируем к празднику 8 Марта расписать подвесных матрешек из гипса в подарок нашим мамам.