Наталья Краснова
Сценарий интегрированного занятия «Русская берёзка» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий интегрированного занятия на тему «Русская берёзка»
в подготовительной к школе группе
Интеграция областей : «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтении художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи. Воспитательные.
• Расширить и уточнить представление детей о природе родного края, о деревьях средней полосы России.
• Воспитывать любовь к берёзке, как одному из символов России.
Публикация «Сценарий интегрированного занятия „Русская берёзка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Развивающие.
• Систематизировать знания детей об отличительных признаках осени.
• Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями.
• Развитие всех компонентов устной речи детей. На основе обогащения представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие внимания, восприятия, воображения.
Обучающие.
• Дать представления о новой технике работы с пластилином (скручивании в спираль, вызвать желание лепить.
• Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони и круговыми движениями двумя пальцами рук.
• Прививать любовь к природе, учить замечать изменения в природе осенью.
• Учить работать коллективно.
Оборудование: пластилин, доски, салфетки, стеки, репродукции художников с изображением берёзы, мяч, магнитофон, берёзовое полено, венок из берёзовых листьев, разноцветные ленты.
Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.
Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры это «математика» и т. д.
Целью интегрированных и комплексных занятий должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления, осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми встаё т в круг и обращает внимание детей на гостей:
- Ребята, у нас сегодня очень много гостей. Как вежливые дети встречают гостей? (Дети здороваются)
Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Какое время года описывает А. С. Пушкин в своем стихотворении? (Осень). Вы знаете, какие изменения происходят в природе осенью. (Да). А вот мы сейчас это и проверим. Я буду называть слово, а вы расскажете мне, какие изменения произошли с приходом осени. Что мы можем сказать:
О солнце (прячется за тучи, слабо греет).
О небе (становится хмурым, пасмурным, серым).
О птицах (улетают в теплые края).
О деревьях (роняют листья, начинается листопад).
О ветре (дует холодный, сильный ветер).
О дожде (часто моросит, лужи долго не высыхают).
О траве (становится желтой и сухой).
О животных ( готовятся к зиме: меняют свои шубки, готовят запасы).
О людях (стали одеваться теплее).
-Молодцы! А теперь присядем на ковёр и продолжим наше занятие.
Беседа. – Ребята, на этой неделе мы с вами изучаем символы нашего государства. Но эта тема уже знакома вам. Давайте вспомним, что же такое символы государства и для чего они служат? (Ответы детей)
- Скажите, а есть ещё что-то, что является исконно русским?
(Самовар, матрёшка, берёзка)
- Всё это можно назвать тоже символами России? Конечно. И сегодня мы поговорим о русской берёзке.
Спросите любого русского человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ – песен? Какое дерево можно смело назвать символом России? И я уверена, почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее. Она растет в нашей стране повсюду. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?
У каждой страны есть свой символ среди деревьев.
Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура. Символ Канады – клен. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции.
Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.
Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»
- Внимательно посмотрите на изображение берёзы и скажите, какая она? (красивая, стройная, высокая, белоствольная, кудрявая, раскидистая)
- Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж.
А русская баня с её щедрым жаром! Березовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья у березового веника широкие, мягкие; хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.
Из слоя коры, которую называют берестой, можно сделать различные корзины, коробки, сумки. В древности береста заменяла бумагу. На кусочках бересты писали острыми костяными палочками.
Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски.
На Руси с давних времен береза была любимым деревом. Люди верили, что это дерево способно исполнять их желания. Поэтому приходили к березе и говорили о своих мечтах. А еще в березовых рощах воздух очень чистый и микробам там живется неуютно.
Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Дети читают отрывки из стихотворений:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Береза, белая подруга
Весенних зорь, прозрачных рек,
Скажи, скажи, какая вьюга.
Тебе оставила свой снег?
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
Если б дали березе расческу -
Изменила б береза прическу,
В речку, как в зеркало глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку -
По утрам заплетать косичку!
На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокрылые берёзки –
Символ Родины моей.
А теперь приметы:
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Когда береза перед ольхой лист распустит лето будет сухое, если ольха наперед -мокрое.
Когда береза станет распускаться, сей овес.
Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Рылов и Левитан, Куинджи и Саврасов.
Есть у березки и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.
Береза является символом самого любимого на Руси праздника – Троицы. Этот день проводили в лесу вокруг березы. Девушки надевали на голову березовые венки, березку украшали лентами и цветами. Вокруг нее играли и водили хоровод.
А теперь, красны девицы да добры молодцы, выходите поиграть.
(Дети встают в круг, в центр круга ставится березовое полено)
Этот добрый молодец будет сейчас по кругу ходить, да прислушиваться. Как стукну по полену молоточком, тут он и остановится. Коль против красной девицы остановится – в пояс поклонится, коль против добра молодца – по-русски обнимется.
Давайте и мы заведём красивый хоровод вокруг берёзки. (На одну из девочек надевают венок, на пальцы завязывают разноцветные ленты и приговаривают:
Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли.
Дети ведут хоровод вокруг неё. Продолжая двигаться под музыку, дети проходят на свои места за рабочими столами)
(Слышен стук в дверь. В группу входит художник).
Художник. - Здравствуйте, ребята! Я – художник, и принёс вам свой осенний пейзаж. Вот какая красота у меня получилась: ковер из осенних листьев и перистые облака на голубом небосводе. Но как - будто тут чего-то не хватает. Как вы думаете, что можно добавить, чтобы картина получилась завершенной? (Ответы детей).
- Я хочу вас попросить помочь мне слепить березку. Поможете? (Да).
- Какой у березки ствол? (Шершавый, белый с черными пятнышками). Как мы катаем «колбаски»? Как можно скрутить «колбаски» в «спиральку»? Как будем катать шарики для листиков? Что нужно сделать, чтобы из шарика получилась монетка, ведь листочки березы осенью похожи на золотые монетки?
Сейчас мы с вами сделаем заготовки ствола, веточек и листиков осенней березки.
(Дети выполняют работу, воспитатель помогает при затруднении).
Физкультминутка. Упражнение «Дождик».
Коллективная работа: «Соберем осеннее дерево».
Воспитатель. - Вот сколько всего у нас получилось! Ребята, а теперь мы соберем из ваших заготовок осеннее дерево путем налепливания коры и листьев на основу.
- Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось! Теперь художник может внести последний штрих в свою картину – нанести деревянной палочкой на листья берёзки маленькие разрезы, чтобы казалось, что листья живые. Каждый из вас по окончании занятия может подойти и помочь художнику делать это.
Итог. Сегодня мы поговорили с вами о символе Русской природы - российской берёзке. Вспомнили много стихов и даже водили хоровод, как на самом настоящем празднике - Троице. Научились скручивать пластилин в спираль и помогли художнику завершить осенний пейзаж.
(Художник прощается с детьми) – Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. Я оставляю вам осенний пейзаж на память, чтобы вы смогли украсить им вашу выставку. До свидания! (Дети встают со своих мест и прощаются с художником)
Дети стоят возле стульчиков и читают стихотворение вместе с воспитателем:
Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси,
«Россия» - шепчут мне березы,
«Россия» - шепчут камыши,
«Россия» - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь».
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!
Воспитатель: - Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!