Папки-передвижки

Проект «Рукотворная кукла»

Ольга Бондаренко
Проект «Рукотворная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы

«Рукотворная кукла»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

ПРОЕКТ

«Рукотворная кукла»

Старшая группа

Воспитатель: Бондаренко Ольга Михайловна

2017г.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Публикация «Проект „Рукотворная кукла“» размещена в разделах

Актуальность: Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важных задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Паспорт проекта :

Проект «Рукотворная кукла»

Автор проекта : Бондаренко О. М.

Продолжительность проекта : 1 год.

Тип проекта : познавательно - творческий.

Участники проекта : воспитатели группы, дети старшей группы, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.

Причины:

Незнание истории возникновения народной куклы.

Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.

Отсутствие развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.

Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой. Создание своей коллекции народных кукол.

Задачи:

Дети:

1. Познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

2. дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

3. изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

4. развивать мелкую моторику рук;

5. формировать индивидуальные творческие способности детей;

6. учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

7. обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

8. стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Родители:

1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

2. развитие совместного творчества родителей и детей;

3. развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

4. заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Методы проекта : наглядный, словесный, практический.

Форма проведения итогового мероприятия проекта : Фотоотчет, презентация.

Название итогового мероприятия проекта : Родительское собрание «Кукла из лоскутков».

Продукт проекта для детей :

1. Изготовление детьми тряпичных кукол, игрушек, панно, сувениров.

2. Выставка детских работ в родительском уголке и детском саду.

3. Создание мини- музея народной тряпичной куклы.

Этапы реализации проекта :

1 этап подготовительно-организационный:

• Изучение истории возникновения русской народной куклы.

• Выстраивание целостного педагогического процесса.

• Подбор методической литературы об истории тряпичной куклы.

• Составление плана работы с детьми.

• Оформление схем последовательности изготовления тряпичных кукол.

• Подбор материалов для изготовления кукол.

2 этап формирующий:

• Познавательно- коммуникативная деятельность;

• Работа в центрах развития детей.

3 этап заключительный:

• Отчет о проделанной работе.

План реализации проекта

Подготовительный этап:

• накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа;

• сбор необходимой информации из книг и интернета (презентации, фото, видео);

• беседа с детьми о народных тряпичных куклах;

• выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми;

• изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме;

• изучение технологий изготовления народной куклы;

• подбор необходимого материала для практической деятельности.

Организационный этап:

разработка содержания занятий с детьми: «История народной тряпичной куклы»;

• рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, во что играли»;

• реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Формирующий этап:

Познавательная, коммуникативная деятельность:

• беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые, «История возникновения народной куклы», «Виды кукол», «Русская народная игрушка», «Моя любимая игрушка».

• просмотр презентации «Русская народная кукла»;

• экскурсия в библиотеку;

• чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка»;

• чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.

• рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами;

• знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая);

Художественно-эстетическая деятельность:

• Рисование «Нарисуй тряпичную куклу,

• Хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»;

Продуктивная деятельность

• Знакомство с процессом изготовления кукол (Закрутка, Берегиня,

• Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»);

• Рисование «Русский народный сарафан»,

• Лепка «девочка в сарафане».

Игровая деятельность:

• Дидактическая игра «Что из чего»;

• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», «Дочки-матери»;

• Русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки».

Работа с родителями:

консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей»;

мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки»;

• составление альбома «Народная тряпичная кукла»;

• подбор картинок, иллюстраций, фотографий, подборка стихов, загадок,

пословиц и поговорок о труде.

Заключительный этап:

• Создание мини- музея «Русская народная кукла»;

• Посещение музея детьми других групп и родителями;

• Презентация проекта;

• Фотоотчет.

Перспективное планирование

Сентябрь

Задачи:

Познакомить детей с разными видами ткани; рассмотреть структуру и многоцветие.

Беседа: «Что мы знаем о куклах», «История тряпичной куклы».

Октябрь

Посещение библиотеки, знакомство с русским народным бытом.

Ноябрь

Кукла «Мотанка»

Кукла «Колокольчик»

Декабрь

Кукла «Пеленашка»

Кукла «Ангел»

Январь

Кукла «Травница»

Двойная кукла «Парочка»

Февраль

Кукла «Зернушка (крупеничка)

Кукла «Десятиручка»

Март

Куклы «Мартенички»

Кукла «Веснянка»

Апрель

Куклы «Желанница»

Кукла «Берегиня»

Май

Кукла «Оберег в подарок»

Мастер-класс «Забавный лоскуток»

Примечание: в связи с долгосрочностью проекта темы могут изменяться и добавляться.

Предполагаемый результат:

Для педагогов:

- повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

- распространение педагогического опыта в ДОУ.

Для детей:

-приобщение детей к истории русского народа, его обычаям и традициям;

-повышение интереса к тряпичной кукле;

- развитие познавательной активности в изучении истории русского народа;

- активизация словарного запаса детей;

-развитие стремления к самостоятельному творчеству, к изучению мира предметов и вещей;

- развитие умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к помощи взрослых;

- развитие мелкой моторики рук;

- расширение и активизация словарного запаса: «фартук», «кайма», «рукодельница», «безликая», «оберег», «лоскут», «тряпичная» и др.

- развитие творческого воображения, индивидуального самовыражения при изготовлении тряпичной куклы, заинтересованности историей возникновения куклы;

Для родителей:

- участие родителей в организации работы по проекту;

- активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность,в образовательный процесс ДОУ.

Список литературы

1. Алексахин Н. Н., Алексахина Т. И. Изготовление игрушек по мотивам народных образцов. /Начальная школа–1991.-№ 9.–с. 49-52.

2. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] : пособие для учителя/ В. П. Аникин. – М. : Учпедгиз, 1957. – 240 с.

3. Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. /Народная педагогика в воспитании дошкольников – Москва – 1995

4. Богданова И. “Сказка про куклуЗерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.

5. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

6. Гильман Р. Тряпичная кукла-закрутка. /Народное творчество – 1995. - № 4. – с. 18-19.

7. Грибовская А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. («Ребёнок в детском саду» №6/2006).

8. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

9. Дикова Е. И. Шьем тряпичные куклы. /Школа и производство – 1995. - № 2.- с. 55-57.

10. Жили-были… : Рус. обрядовая поэзия / Сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева – СПб. : Русско-Балт. Информац. Центр БЛИЦ, 1998.

11. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.

12. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. – М. : ТЦ Сфера, 2005

13. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/ В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла

15. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : программа. Учебно – методическое пособие/ М. Д. Маханева / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.

16. Лыкова И. А. Куколки из сундучка (рукотворные игрушки). Книга для детей и юношества. М. :Цветной мир, 2012.-64с.

17. Лавриненко Н. Этнопедагогика. Её роль в развитии творческих способностей студентов. («Дошкольное воспитание» №12/2006).

18. ЛяминаЛ. А. Народные игры в детском саду. /Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

19. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М. : Просвещение.

20. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009

21. Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”. - Петрозаводск: Периодика, 2010.

22. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

23. Попова О. Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

24. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».

25. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А. В. Копылова. – М. : Риполклассик, 2003.

26. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника. («Дошкольное воспитание» №8/2006).

27. У кота – баюна: Кн. для семейного и детского досуга: Дет. фольклор Зауралья / Сост. В. П. Фёдорова – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1992.

28. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

29. Яковлева Л. “Куклы на все времена”.

30. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

Электронные (интернет) ресурсы

31. Тряпичные куклы : www.rukukla.ru

32. Тряпичные куклы : www.krupenichka.ru

33. Тряпичная народная кукла :www.kukla-dusha.net

34. Славянская кукла : www.slavakukla.ru

35. Народная кукла :www.vedjena.gallery.ru.

36. Русские обрядовые куклы :www.club.osinka.ru.

37. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

38. Славянская доктрина : www.mirtesen.ru

39. Славянские куклы : www.liveinternet.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Кукла — народная игрушка»Детский исследовательский проект «Кукла — народная игрушка» Детский исследовательский проект «Кукла – народная игрушка" Создатели проекта: Куцый Марина Васильевна – заведующий д/с. Киселева Оксана.

Исследовательско-творческий проект «Кукла — оберег» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко» Исследовательско- творческий проект «Кукла.

Презентация «Краткосрочный проект «Кукла из прошлого» Участие ребёнка в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию. И, в то же время, активизирует.

Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик» своими руками по теме «Народная кукла» Дата проведения: 15.01. 2018 г. Педагог – мастер: воспитатель Черникова Елена Александровна Продолжительность мастер – класса: 15 минут.

Педагогический проект «Русская кукла» Педагогический проект «Русская кукла» Участники проекта: воспитанники и родители Руководитель проекта: воспитатель Кузнецова Елена Владимировна.

Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Тема проекта: «Бабушкина кукла». Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Сроки реализации.

Проект «Традиционная тряпичная кукла» Проект. Традиционная тряпичная кукла. Участники проекта: детей старшей группы, и их родители. Введение. В кругу традиционно-бытовой материальной.

Рукотворная книга «Пасхальные лакомства»Рукотворная книга «Пасхальные лакомства» Мне кажется, что рукотворная книга - продукт уникальный и в энергетическом плане, потому что создается любящим родителем для своего ребенка.

Проект «Тряпичная кукла» «СОДЕРЖАНИЕ» 1. Теоретический этап. 1.1 Возникновение и развитие моего интереса к изучению тряпичной куклы; 1.2 Роль и значение кукол в жизни.

Творческий проект «Русская народная кукла» Кто в детстве в куклы не играл, Тот счастья не видал. (народная мудрость) Кукла является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Рукотворная кукла»
Опубликовано: 25 июля 2018 в 06:36
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Рукотворная кукла»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бондаренко (УИ 336231) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД