Светлана Борисовна Александрова
Проект по поликультурному развитию дошкольников «Россия — Родина моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД №12 «ОРЛЕНОК»
ОКПО 47385496, ОГРН 1115047016930, ИНН/КПП 5025031881/504701001
МО 141730 г. Лобня, ул. Чкалова,д. 8 тел/ факс: 577-00-37
e-mail : orlenok.12@mail.ru
Проект по поликультурному развитию дошкольников
в старшей группе №2 «Пчелка» :
«Россия - Родина моя!»
Подготовила воспитатель:
Александрова С. Б.
Публикация «Проект по поликультурному развитию дошкольников „Россия — Родина моя!“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
г. Лобня
2018г.
Проект на тему : «Россия-Родина моя!»
Содержание:
1. Введение
2. Актуальность проекта.
3. Тип, вид проекта
4. Участники проекта.
5. Цель и задачи проекта.
6. Предполагаемые результаты.
7. Условия реализации проекта.
8. Наличие ресурсной базы.
9. Интеграция образовательных областей.
10. Формы работы.
11. Этапы проекта.
12. Вывод.
13. Список использованной литературы.
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Отчизны моей.
«Родная земля» Г. Ладонщиков
Актуальность проекта.
Моя семья – моя Родина - моя Земля – моя Россия. Этим четырем этапам
соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание.
Если эти этапы будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей,
дошкольники найдут своё место в сложном многополярном мире, став
достойными представителями своего народа и своей страны.
Обращение к проблеме поликультурного образования в современном
обществе, как средству воспитания основ толерантности, связано с
происходящими в стране значительными демографическими
изменениями. Среди дошкольников есть дети разных национальностей.
Поэтому научить ребенка понимать богатое, многообразие культур нашего
мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой
индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных
условиях развития поликультурного общества приобретает особую
актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей
обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей
принадлежности к мировым культурным ценностям.
Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное
учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения
является овладение родной речью, становление основ мировоззрения,
национально-культурной и гражданской идентичности, духовнонравственное развитие с принятием моральных норм и национальных
ценностей.
Процесс поликультурного воспитания необходимо осуществлять с самого раннего возраста. В младшем школьном возрасте наиболее эффективно поликультурное воспитание осуществляется в процессе внеурочной деятельности. Этот факт объясняется тем, что внеурочная деятельность оптимально подходит для осуществления поликультурного воспитания в силу своих особенностей и возрастных закономерностей развития, обучающихся младшего школьного возраста
Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном
мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих
дошкольного образования, повышения требований к овладению мировым
культурным наследиям.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к творчеству,
обычаям и традициям русского народа и воспитания нравственных чувств
будет строиться на основе следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально
организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная,
театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального,
устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры
фольклора;
- осуществление воспитательной работы на основе культуры России;
- обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств
дошкольников.
Формы работы
- Непосредственно образовательная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы.
- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные).
- Художественное творчество.
- Слушание музыки.
Тип проекта :
Информационно-творческий.
Вид проекта :
Краткосрочный (ноябрь)
Участники проекта :
Воспитанники старшей группы,родители.
Цель проекта :
• Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
• Становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности
• Духовно-нравственное развитие дошкольников
Задачи:
• Определение наиболее актуальных форм работы с воспитанниками по
поликультурному образованию;
• Приобщение детей к языку, литературе и истории свой страны;
• Знакомство детей с культурой своего народа, расширение
кругозора, трансляция новых знаний;
• Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному
творчеству чтением детской литературы;
• В разных видах деятельности применять народное слово;
• Показать красоту образного языка сказок;
• Использовать в процессе театрализованную деятельность;
• Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности.
• Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.
• Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и
внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику,
творческое воображение.
• Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.
• Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать
вопросы по содержанию.
Ожидаемые результаты проекта :
- воспитать у детей чувство гордости за свой народ, желание
сохранить и приумножить культурное наследие своей страны;
- развивать понимание того, что все люди равны и должны жить в мире и
согласии друг с другом;
- Расширить знания о культуре других национальностей.
- Развить толерантность по отношению к чужому образу жизни и стилю
поведения, основанную на понимании различий в культурном облике
человека и его эмоциональной сфере.
Условия реализации проекта.
Наличие ресурсной базы.
-Плакаты и картинки с изображением природных зон и народов населения России.
-Плакаты с изображением народных промыслов (гжель, филимоновская игрушка, городецкая роспись)
-иллюстрации, картины;
-Книги с русскими народными сказками.
- Настольный кукольный театр.
Интеграция образовательных областей
При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы:
Непосредственно образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, театрализация сказок, подвижные игры, экскурсия в детскую библиотеку.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
1. Создание условий для реализации проекта,
2. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
3. Подбор методической литературы для реализации проекта.
4. Подбор наглядно-дидактического материала.
2. Основной:
Познавательное развитие :
1. Беседы о России на занятиях по окружающему миру;
( Цель: закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах,
о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к
истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
Закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн.)
-Знакомство с русскими народными сказками, с героями этих сказок;
( Цель: Знакомство с культурой и традициями русского народа,с
видами русских народных сказок, творческое развитие личности
ребенка и воспитание интереса к предмету литературного чтения.)
-Знакомство с народными промыслами на занятиях декоративно-прикладному искусству.
( Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному
искусству)
Социально-коммуникативное развитие :
инсценировка фрагментов русских народных сказок;
показ сказок в настольном кукольном театре.
Речевое развитие :
Чтение сказок и обсуждение их содержания;
Заучивание потешек, скороговорок.
Художественно-эстетическое развитие :
Рисование «Гжель».
Рисование «Городецкая роспись».
Рисование «Филимоновская игрушка».
Физическое развитие :
Утренняя гимнастика;
Физкультминутки.
Подвижные игры («У медведя во бору…» и т. д)
Работа с родителями :
Привлечение родителей к обустройству уголка для театрализации сказки.
3. Заключительный:
- Экскурсия в городскую детскую библиотеку и изготовление коллективной работы ко «Дню народного единства»
Выводы и результаты проекта.
В результате проекта дети стали точнее осознавать свою национальную принадлежность. Закрепили и расширили знания особенности традиций, обрядов, обычаев людей разных национальностей, элементы национального костюма и предметы домашнего обихода. Узнали люди каких национальностей живут в России. Расширили знания о национальных праздниках и их значении. Поиграли в национальные подвижные игры;
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный общеобязательный стандарт образования
«Дошкольное образование и обучение» (20008 г.)
2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».
3. Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России».
4. Суслова, Э. К. Общение с людьми разных национальностей –
важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников
[Текст]/Э. К. Суслова //Дошкольное воспитание. – 1990. - №6.
5. Интернет ресурсы