Яковлева Анастасия Юрьевна
Проект родительского просвещения «Играем, говорим, развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Играем, говорим, развиваем
Исполнителем проекта является воспитатель Яковлева Анастасия Юрьевна.
Участниками являются дети младшей группы и их родители.
Сроки реализации проекта: 1 год (сентябрь 2023– май 2024)
Место реализации: БМАДОУ «Детский сад №23 «Золотой ключик»
Публикация «Проект родительского просвещения „Играем, говорим, развиваем“» размещена в разделах
Дошкольная педагогика отводит освоению детьми родного языка одно из центральных мест в системе воспитания. В ФГОС ДО говорится, что ребенок должен овладеть речью как средством общения и культуры, а значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контакта со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно – эстетическое или социально – коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Познавательное развитие - это всегда многочисленные вопросы, ответы, постановка проблемы, объяснения, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, объяснений, команд. Художественно – эстетическое – без стихотворений, обсуждений, литературных текстов, художественных образов. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности.
В наше время сильно сократилось общение взрослых с детьми. Однако даже самые лучшие детские передачи или мультфильмы не могут заменить общения в семьях. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. Решающую роль в становлении речи и использовании её ребенком играют факторы коммуникативного характера. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Снова обратимся к ФГОС ДО. Одной из задач стандарта является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. А значит, воспитателям необходимо проводить работу с родителями по развитию речи детей. В Федеральном законе об Образовании сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
Цель проекта: создание условий для расширения знаний и представлений родителей о развитии речи детей раннего возраста.
Задачи проекта:
1) Выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития;
2) Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей;
3) Способствовать приобщению родителей к воспитательно – образовательному процессу.
Для работы с родителями по развитию речи детей младшей группы используются как традиционные формы работы (анкетирование, консультация, конференция, день открытых дверей и др, так и нетрадиционные (видеорепортаж, оформление стенгазеты, театрализованная сказка, фоторепортаж и др). В течение года дети с родителями создают речевой альбом «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения значения слов.
Для реализации проекта нет необходимости привлекать дополнительные материально – технические ресурсы. Технологичность проекта дает возможность ее реализовывать во всех дошкольных учреждениях.
Ожидаемые результаты:
1) Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
2) Овладение родителями приемами и методами развития речи детей;
3) Оптимизация детско – родительских отношений;
4) Формирование заинтересованности в речевой активности ребенка и готовность к эмоциональной поддержке;
5) Удовлетворение родителей качеством оказания им консультативной помощи, и достигнутыми в совместной работе с ними результатами речевого развития детей.
Сентябрь
- Анкета для родителей по речевому развитию детей (задача - определение уровня знаний родителей по вопросам речевого развития детей. Выявление запроса на оказание консультативной помощи)
- Конференция по вопросам развития детей (задача - обмен опытом между родителями по речевому развитию ребенка. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы)
- Консультация «Особенности развития речи детей раннего возраста» (задача - ознакомление родителей с особенностями развития речи детей 2 – 3 лет. Обозначение задач для совместного решения в учебном году)
- Буклет по фольклорному материалу (ознакомление родителей с фольклорными жанрами)
- Создание речевого альбома «Копилка слов» (задача- расширить, закрепить, конкретизировать словарь ребенка)
Октябрь
- Информационный коллаж по развитию речи детей (задача - познакомить с современными способами, методами и приемами коррекции речевых нарушений и успешного речевого развития детей)
- «Чудо пальчики». Выставка поделок с использованием мелких деталей (задача- расширять и углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей)
- Информационный лист «Правильно ли мы, взрослые, говорим» (задача - развивать и совершенствовать речь взрослых)
- Создание речевого альбома «Копилка слов» (задача - расширить, закрепить, конкретизировать словарь ребенка)
Ноябрь
- Организация книжного уголка «Воспитание сказкой». (Дети совместно с родителями оформляют книжный уголок)
- Буклет «Артикуляционная гимнастика» (задача - ознакомление родителей с языковыми упражнениями)
- Создание речевого альбома «Копилка слов» (задача - расширить, закрепить, конкретизировать словарь ребенка)
Декабрь
- Памятка для родителей по воспитанию у детей любви к книге (задача - научить взрослых выстраивать общение с ребенком, помочь им увидеть ошибки в развитии речи детей)
- Создание групповой газеты «Моя семья» Совместное оформление стенгазеты, создание эмоционального отклика
- Новогодний утренник (задача - учить с детьми стихотворения, песни)
- Создание речевого альбома «Копилка слов» (задача - расширить, закрепить, конкретизировать словарь ребенка)
Январь
- Папка – передвижка «Развиваем речь ребенка с помощью игры» (задача - повышение педагогической компетентности в процессе изучения игр)
- Круглый стол «Игры и упражнения по развитию речи детей»
- Фоторепортаж «Играем дома». Создание стенгазеты. (задача - повышение педагогической компетентности в процессе организации игр)
- Создание речевого альбома «Копилка слов» (задача - расширить, закрепить, конкретизировать словарь ребенка)
Февраль
- Интервью у детей «Какое твое любимое блюдо». Интервью берут взрослые (расширение словарного запаса детей, взаимодействие родителя с ребенком)
- Буклет «Пальчиковая гимнастика» (задача - ознакомление родителей с пальчиковыми играми)
- Видеопоздравление для пап (задача - учить стихотворения с детьми)
- Создание речевого альбома «Копилка слов» (задача - расширить, закрепить, конкретизировать словарь ребенка)
Март
- Театрализованная сказка с родителями «Теремок» (задача - привлечение родителей к театральному искусству)
- Видеорепортаж «Моя любимая книга». Совместная работа ребенка и родителя. Чтение книги и запись видео о названии и содержании книги
- Весенний утренник (задача - учить стихотворения, песни с детьми)
- Видеопоздравление для мам
- Создание речевого альбома «Копилка слов» (задача - расширить, закрепить, конкретизировать словарь ребенка)
Апрель
- Создание речевого альбома «Копилка слов» (задача - расширить, закрепить, конкретизировать словарь ребенка)
- День открытых дверей. Показ занятия с детьми. Предоставление информации о речевой деятельности детей в ДОУ
Май
- Экскурсия в библиотеку с родителями. Знакомство детей с библиотекой, помощь родителей
- Создание речевого альбома «Копилка слов» (задача - расширить, закрепить, конкретизировать словарь ребенка)
- Анкета для родителей по итогам года по развитию речи (задача - подведение итогов совместной работы родителей и воспитателя за год по речевому развитию детей младшей группы)