Лагутина Ольга Викторовна
Проект «Речевой ручеёк» по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый охотник желает знать,
где сидит фазан»
— если эта фраза вызвала в вашей памяти воспоминание о цветах радуги, спешу поздравить вас!
Потому что вы уже знакомы с мнемотехникой!
Проект «Речевой ручеек»
1. Участники проекта : дети младше - средней группы, воспитатели, родители,
2. Разработчики проекта : воспитатели Лагутина О. В. Говорова Е. Ю.
3. Тип проекта : - речевой, познавательный, среднесрочный(2 месяца, групповой.
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Направление проекта : использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
Актуальность.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для развития речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
В последнее время для развития речи детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника предполагает решение задач по речевому развитию. У детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы, что облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель и задачи проекта :
Цель : развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники
Задачи: - формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ; - формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники; - формировать навыки культурного речевого общения; - развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Гипотеза:
Эффективность формирования связной речи у дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.
Ожидаемые результаты:
· У детей повысится уровень речевой активности, появится связная монологическая речь.
· Повысится самостоятельность детей в использовании речевых высказываний.
· Сформируется умение рассказывать и запоминать различные рассказы, сказки, стихи при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц.
· Расширятся знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира, пополнится словарный запас.
· · Улучшатся показатели связности, последовательности речи детей посредством использования мнемотехники.
· У детей сформируются умения использовать схему-модель как план пересказа.
· Повысится компетентность родителей в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы.
Педагоги: 1. Повышение профессионального мастерства. 3. Повышение интереса к проблеме развития связной речи с использованием мнемотехники. Работа над проектом.
Заучивание стихов, загадок, физминуток –
с помощью мнемотехники сокращает сроки запоминания, делает этот процесс увлекательным и непринуждённым.
Заучивание загадки
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(Лук)
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Солнышко».
Мнемотаблицы по сказкам.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям, разделяют их чувства, поэтому в работе с детьми используют мнемотаблицы по сказкам. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.
Занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицу.
Пересказ сказки «Три медведя»
Работа с родителями по проекту «Речевой ручеёк»
Для достижения положительных результатов в речевом развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах ДОУ.
Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательно – образовательного процесса.
Для родителей мы подготовили:
1)Анкетирование на тему проекта.
2)Консультация для родителей «Мнемотехника – искусство запоминания»
3)Методическая пособие для родителей «Развиваем память, связную речь детей при помощи мнемотаблиц»
4) Родительское собрание в форме мастер-класса «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Эти формы работы повышают интерес родителей к проблеме развития связной речи посредством приемов мнемотехники.
Итоги проекта :
В результате проектной деятельности по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники у воспитанников группы заметно повысился уровень связной речи.
Применяемые в работе элементы мнемотехники помогли сделать процесс обучения более интересным и нетрадиционным.
В результате использования мнемотехники у детей улучшилась память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Появилось желание пересказывать сказки, заучивать стихотворения – как на занятии, так в повседневной жизни. Расширился круг знаний об окружающем мире, активизировался словарный запас. В дальнейшем планируем продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.