Ольга Калинкина
Проект речевого уголка в логопедической группе
Содержание
1. Введение
2. Что такое речевой уголок? Почему в логопедической группе наличие речевого уголка обязательно?
3. Где должен быть расположен уголок?
4. Каково содержание материалов в речевом уголке?
5. Где они размещаются?
6. Кем, как и когда используется речевой уголок?
7. Литература.
Введение
Публикация «Проект речевого уголка в логопедической группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в логопедических группах. Нерегламентированная рамками непосредственно образовательная деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.
1. Речевой уголок – это специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В нем совершенствуются навыки по речевому развитию, учитываются возрастные особенности и интересы детей. Работа в этом уголке способствует развитию речи, правильному произношению звуков. Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Наличие речевого уголка в логопедической группе обязательно так как он нужен для создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в группе. Работа в этом уголке способствует развитию речи, правильному произношению звуков.
Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
2. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
1. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
2. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
3. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
4. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
5. Не следует перегружать уголок оборудованием.
6. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься
3. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой,
физиологическими и психолого - педагогическими особенностями формирования речи.
Содержание речевых уголков должно включать в себя материал, направленный на формирование всех сторон развития речи ребенка: звукопроизношение, развитие словаря, развитие грамматической правильной речи, связной речи.
Речевой уголок в массовой группе должен содержать игры и пособия, направленные на развитие сильной воздушной струи, артикуляционной и мелкой моторики, на автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, на развитие фонематического слуха, а также на закрепление лексико-грамматических представлений. Обязательно наличие зеркала и пособий, которые могут быть использованы детьми самостоятельно (например, волчки, султанчики). Приветствуется наличие картотек (например, подборка пальчиковых игр, дыхательных упражнений и др.).
Предложенные ниже рекомендации помогут в создании компактного и мобильного уголка при минимальных денежных затратах. В приложении к этой статье содержится пример наполнения такого уголка.
Основа уголка – предметные картинки на разные звуки, с учетом позиции звука в слове. Эти картинки могут быть использованы для проведения большого числа речевых игр и упражнений ( например: «Четвертый лишний», «Один-много», «Чего нет?», «Один, два, пять», «Определи место звука в слове», «Составь схему слова», «Кто в домике живет?», «Придумай загадку», «Найди по описанию»).
К изготовлению пособий можно привлечь родителей и детей («Волшебный мешочек», «Бабочка полетела»). Любое лото будет хорошим подспорьем в работе по расширению словарного запаса.
Содержание речевых уголков :
1. Игры на формирование физиологического дыхания.
(«Вертушки», «Снежинки полетели», «Бабочки» и т. д)
2. Игры на формирование речевого дыхания.
(«Змейка шипит: шшш», «Паровоз гудит: ууу», «Девочка плачет: уа,уа,уа» и т. д)
3. Игры на формирование слухового внимания.
( Звучащие предметы: молоточек, бубен, погремушка)
4. Материал на развитие артикуляционной моторики.
(Индивидуальные зеркала, картинки с изображением артикуляционной гимнастики)
5. Дидактические игры на развитие словаря.
6. Дидактические игры на формирование грамматической стороны речи.
7. Дидактические игры и пособия на формирование связной речи.
(Сюжетные картинки, серии картинок.)
Игры по тематике должны соответствовать прохождению плана работы воспитателя в данный период.
(«Домашние животные», «Овощи».)
8. Наличие загадок, поговорок, считалок, скороговорок.
9. Художественная литература с разной тематикой, детские журналы.
10. Рисунки детей и родителей.
11. Комплексы пальчиковой гимнастики.
12. Материал на развитие мелкой моторики рук.
(Мозаика, шнуровка, пазлы.)
Материал, содержащийся в речевом уголке группы, должен соответствовать данной возрастной группе.
1-я младшая группа :
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные картинки.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т. д.); с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.)
2-я младшая группа :
1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода;
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
Средняя группа :
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т. д.); с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш).
9. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Старшая группа :
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина, электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Подготовительная группа :
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина, электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);
ж) с изображением синонимов;
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Неотъемлемым дополнением речевого уголка должны быть : грецкие орехи, карандаши, шарики для массажа ладоней рук; пружинки для массажа пальцев рук; шерстяные разноцветные нитки для выкладывания букв, цифр; 2-а мотка шерстяных ниток с зафиксированной катушкой для наматывания ниток на катушку (развитие мелкой моторики, дидактические игры «Придумай слова на звук «Л» в середине слова» ; спички (без головок серы) для выкладывания букв, цифр, геометрических фигур; картинки по лексическим темам.
4. Материал должен располагаться в свободном доступе для детей. Весь материал и оборудование должно находиться на уровне глаз и вытянутой руки, чтобы ребенок мог спокойно подойти и достать любой материал который ему понадобился для занятий или для игры.
5. Речевой уголок используется как воспитателем для занятий с детьми так и детьми самостоятельно.
Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами.
С группой детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса.
Дети сами подходят к логопедическому уголку : делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. А главное, вооружить воспитателей простыми и эффективными средствами для организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.
Литература:
1. Борисова Е. А. Картинки старые? Нет, новые! // Логопед, 2006, № 5. - С. 43 - 46.
2. Козина И. В., Кулакова Т. В. Коррекционный уголок группы как часть предметно- развивающей среды // Логопед, 2006, № 2. – С. 62 – 68.
3. Интернет ресурс: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-organizaciya-rechevogo-ugolka-v-gruppe-dou-1210935.html
4. Интернет ресурс: https://doshkolnik.ru/pedagogika/4374.html
5. Интернет ресурс: https://ds18chita.my1.ru/publ/informacija_otlogopeda/pamjatka_vospitateljam_pri_organizacii_rechevogo_ugolka_v_gruppe/6-1-0-13