Наталья Басина
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста средствами развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : Речевое развитие детей раннего возраста средствами развития мелкой моторики.
Тип проекта : краткосрочный (май - июнь 2023 г.).
1.1 Введение
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „Речевое развитие детей раннего возраста средствами развития мелкой моторики“» размещена в разделах
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие индивидуальных потребностей каждого ребёнка. Одним из принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Стандарт направлен на решение ряда задач, а в частности, и на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Первые семь лет жизни ребенка, очень важных период, именно тогда идет очень стремительно и бурно развитие. В большей мере совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Исходя из своего опыта работы с детьми младшего возраста, отмечу закономерность, которую также отметили ученые при обследование детей : если движение пальцев рук развивается в соответствие с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то также задерживается речевое развитие, даже при нормальной общей моторики и также выше нормы. Следовательно, пальчиковые игры и упражнения –прекрасное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они могут улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Всем давно известно насколько важно развивать речь и мелкую моторику детей начиная с младшего возраста. Поэтому свою тему проекта считаю актуальной и значимой во все времена. В свою педагогическую деятельность акцентирую на использование систематических игр и упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, и это в свою очередь способствует переключению внимания, развитию мышления, улучшению координации, что прямо воздействует на умственное развитие ребенка. Простые игры и упражнения помогают убирают напряжение не только с самих рук, но и с мышц всего тела. А это значит, что возникает благоприятное эмоциональное состояние ребёнка, положительно влияющее на общее здоровье.
Приёмов для развития детской речи и мелкой моторики существует множество. Но одними из самых главных, я считаю это пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами (карандашами, камешками, шишками, счётными палочками и т. п., и всевозможные игры - шнуровки, массаж и самомассаж рук).
Новизна проекта заключается в том, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием речи от года до пяти лет. Особое развивающее воздействие физиологи подтверждают связь развитие мозга с развитием мелкой моторики рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но с губ, снимает умственную усталость.
Проблема
Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. И чтобы решить эту проблему и развить у детей мелкую моторику, а соответственно и речь, я использовала различные методы и приемы. А для того, чтобы эта работа была интересной и продуктивной, вызывала у детей положительные эмоции, но главное развивала речь и мелкую моторику рук, я использовала различные формы работы. Но больше всего в этом мне помогли пальчиковые игры и упражнения. Использование пальчиковых игр и упражнений в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, а главное для развития речи в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
Цель: Развивать речь детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
-Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности
(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.).
-Развивать : речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.
-Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
-Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
-Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
Участники проекта :
Дети младшей группы
Воспитатель группы
Родители воспитанников
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
- Изучение научно-методической литературы по данной теме;
- Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
- Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики
- Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
Диагностический этап:
- Диагностика воспитанников
- Анкетирование родителей на выявление компетентности родителей по данной теме.
Основной этап:
- Практические мероприятия по развитию мелкой моторики детей
- Совместная деятельность с родителями.
Заключительный этап
- Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
- Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
- Презентация проекта.
Методы и приемы работы
• Массаж кистей рук.
• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
• Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Реализация проекта реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
1. Проведение родительского собрания.
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».
4. Участие родителей в повседневных мероприятиях группы.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно – эстетическое.
4. Физическое развитие.
5. Социально-коммуникативное.
Предполагаемые результаты
У детей :
-повышение уровня развития речи;
- дети самостоятельно будут использовать пальчиковые игры и упражнения в свободной деятельности.
-развитая мелкая моторика у детей;
- дети умеют общаться, откликаются на предложения общения;
- умеют обратиться с просьбой, предложением к взрослым и сверстникам;
- увеличение количества детей, владеющих речью.
У родителей:
-повышение интереса родителей по данной теме, к проблеме развития речи своих детей;
-формирование интереса к развитию речи детей, через пальчиковые игры и упражнения;
-возникновение желания продолжать дома работу по данной теме.
У педагога:
- повышение профессиональной компетенции педагога;
- разработка консультативного материала для родителей по теме проекта;
- пополнение методической копилки новыми материалами;
-продолжать работу по развитию у детей речи с помощью пальчиковых игр и упражнений.
План ключевых мероприятий проекта
Этапы Название мероприятий Прогнозируемый результат Сроки выполнения
I 1. Обследование детей через наблюдение и беседы. 1. Выявление детей с нарушениями речевой активности. 1. Май
2. Беседы с родителями воспитанников («неговорящих» детей). 2. Получение информации о ребенке (Как дома говорит? Стесняется?.) 2. Май
3. Консультация воспитателя с логопедом. 3. Получение рекомендаций для работы с детьми. 3. Май
II 4. Разучивание с детьми артикуляционной гимнастики;
-разучивание пальчиковых игр. 4. Развитие артикуляционного аппарата. 4. Во время режимных моментов (перед завтраком, во время образовательной деятельности и т. д.)
Май-июнь
5. Игры с массажными шариками «су-джок»,
-игры с волчками,
-мелкими игрушками,
-некрупным конструктором,
-мозаикой,
-собирание пазл,
-игры в лото,
-игры со шнуровкой,
-лепка из пластелина, глины, соленого теста. 5. Развитие мелкой моторики, воображения, внимания, пространственного мышления, умение работать сообща, тренировка памяти. 5. Во время свободной деятельности как в индивидуальном, так и с группой детей.
Май - июнь
6. Размещение в родительском уголке рекомендаций логопеда. 6. Получив информацию родители могут дома с детьми поиграть, потренироваться. 6. Один раз в месяц.
Май-июнь
7. Проведение мастер – класса для родителей.
7. Довести до родителей информацию о необходимости проведения пальчиковых игр. 7. Май.
III 8. Составление листов детских достижений. 8. Получение информации для самоанализа о проведенной работе. 8. Июнь
9. Проведение родительского собрания. 9. Подведение итогов. Презентация о проделанной работе и детских достижениях. 9. Вторая половина мая.
1.2. Описание поэтапной работы проекта
1-ый ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)
Реализация проекта : «Речевое развитие детей раннего возраста средствами развития мелкой моторики» началась с диагностирования детей на предмет развития речи и мелкой моторики у детей младшей группы. Результаты диагностики показали, что работа по данной теме очень важна и своевременна. С учетом результатов диагностики детей были сформулированы цель и задачи проекта, подобраны методы и приемы работы. Была подобрана и изучена методическая литература, с учетом интеграции образовательных областей, был разработан план работы по проект.
Также на подготовительном этапе было проведено родительское собрание и анкетировании родителей, которое показало, что родители недооценивают роль пальчиковых игр и упражнений для развития речи детей.
Подобрана и изучена учебно-методическая литература. Для обогащения педагогических знаний родителей был подготовлен материал для консультаций.
2-ой ЭТАП (ОСНОВНОЙ)
В начале основного этапа проекта мной детям были показаны игры, затем манипулируя пальцами и рукой ребенка. Дальше я делала движения руками одновременно с детьми, сама проговаривая текст. В заключении дети сами выполняли движения и проговаривали текст, а я только подсказывала.
Для детей было очень увлекательным занятием рифмованные пальчиковые игры, с помощью которых стихотворения изображаются на пальцах. Они способствовали развитию творческой активности и хорошему воображения. Стихи очень нравились детям и поэтому легко запоминались, а если это сопровождалось еще речью, то получался маленький спектакль. Пальчиковые игры и упражнения с детьми всегда проходили весело, детям нравилось представлять себя, в роле маленькой собачки, или веселой мышкой. Не стоит забывать, что все дети фантазеры, они легко превращались в кого либо и свободно принимали все условности театрального действа. На основе своих не больших познаний они уже начинают судить о недостатках и достоинствах стихотворных героев.
В своей работе я способствовала тому, что бы дети в младшем возрасте получали радость от этих игр, что положительно скажется на их будущую жизнь. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами.
Игра для детей – это сама жизнь. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть.
Выполнение упражнений и активные движения пальцами приводило к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулировало развитие речи у детей. Игры с пальчиками создавали прекрасный эмоциональный фон в группе, учили детей подражать взрослому, вслушивались и понимали смысл моей речи, повышая при этом свою речевую. После того как дети, сопровождали упражнения стихотворными строчками, их речь стала чёткой, ритмичной, яркой, и усилился контроль за движениями, которые они выполняли. Хорошо стала развиваться память детей, так как они учились запоминать движения, воображение и фантазия. Овладев упражнениями, дети учились рассказывать руками целые истории.
Различные методы пальчиковых игр я отрабатывала со своими детьми в группе. Детям очень нравилось играть в эти игры, я получала удовольствие от того, что мои малыши становятся более смышлёными, ловкими и умелыми благодаря играм с пальчиками.
В этих играх все подражательные действия сопровождались стихами. Стихи очень нравятся деткам. Им очень нравится ритм стихов и их связанность, что увлекает их больше к пальчиковым играм. От меня зависело понравиться игра ребенку или нет. Очень большое значение имела моя выразительная мимика и речь, сделанные в нужном месте паузы, когда сказать тихо, а когда громко и где нужно говорить очень медленно. Для развития речи детей я использовала русские народные игры, потешки. Потешка учит малышей понимать человеческую речь и выполнять различные жесты, которыми руководит слово.
Занимаясь данным проектом мной был сделан вывод, что никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу было уделено особое внимание и использовании следующих форм работы:
- Индивидуальные беседы: рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика»;
- «Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
- Ширма - передвижка: «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста»;
-Выпуск памяток для родителей: «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».
Мне удалось вызвать у детей и родителей интерес к выполнению пальчиковых игр и упражнений дома. Они с удовольствием выполняли рекомендации по данной теме:
- Игру лучше проводить не холодными руками, их можно растереть.
- Когда ребенок не знает новых персонажей игры, сперва расскажите о них, используя картинки.
- Детям старше 1, 5 лет нужно как можно чаще предлагать выполнить движения вместе.
- При игре можно бегать пальчиками по спине или руке ребенка, щекотать его.
- Показывайте максимально выразительную мимику.
- В подходящих местах делайте паузы, говорите когда надо тише или громче.
- Выбрав пару игр, со временем заменяйте их новыми.
- Проводите всегда игру весело, непринужденно, ничего страшного, если сначала не получается.
3-ий ЭТАП (ОБОБЩАЮЩИЙ)
На завершающем этапе была проведена заключительная диагностика, результаты которой я сравнила с результатами вводной диагностики. Полученные результаты стали основой для дальнейшего планирования работы по данной теме. Благодаря проделанной мной работе по развитию речи и мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными, речь стала более понятной, пополнился активный словарь детей. Нужно отметить что, пальчиковые игры детям очень нравятся, они постоянно радуются во время игры. И конечно видеться положительная динамика развития детей. Их игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности значительно улучшались. Малыши овладели образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
Развитие мелкой моторики рук благоприятно повлияло на развитие детей и появлению благоприятного психологического климата в группе.
Дети научились быть хозяином своих ладошек и пальчиков, совершать сложные манипуляции с разными по размерам предметами, и конечно, их мозг стал более развит. Я очень рада своим достижением и готова продолжать двигаться вперед в этом направлении.
Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проект
1.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА
В начале проекта было проведено анкетирование родителей с целью выявления их отношения к пальчиковым играм и упражнениям.
Результаты анкетирования показали: что большинство родителей не знают и не осознают влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи младших дошкольников.
Изучив все данные, проведено родительское собрание «Итоги года» и консультации: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика», с целью повысить их знания по теме проекта.
На заключительном этапе проекта с родителями проводились индивидуальные беседы, с целью выявления изменений в их представлении о значении пальчиковых игр и упражнений на развитие речи у детей.
Диагностический результат проекта.
Для выявления эффективности работы по выбранной теме проекта было проведено диагностирование. Результаты показали, что низкий уровень изменился с 24% до 8%,средний уровень с 76% до 60%, но в то же время высокий уровень у детей увеличился с 0% до 32%. Проанализировав результаты диагностики на заключительном этапе проекта, можно судить о том, что пальчиковые игры и упражнения помогли развить речь детей в группе, сделать мелкую моторику более совершенной.
Анализируя отношение родителей к пальчиковым играм и упражнениям на начальном и завершающем этапах проекта можно отметить явную динамику. Родители активно поддержали интерес детей к пальчиковым играм и упражнениям и стали заниматься ими с детьми дома. У родителей повысился уровень знаний по теме проекта, о многообразии пальчиковых игр и упражнений, их влиянии на развитие мелкой моторики и речи детей в группе.
2.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный проект помог разнообразить работу по развитию мелкой моторики и речи у детей, заложить фундамент начальных знаний и умений, необходимых детям для развития речи в младшей группе. Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Пальчиковые игры и упражнения влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.
Организуемая работа по данному проекту в точной степени помогает решить поставленные цели и задачи, она очень интересна и полезна для детей. В дальнейшем планирую продолжать работу в данном направлении.
Список использованной литературы
- Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики»;
- Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр»;
- Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»;
- Хвостовцев. А. «Пальчиковые игры для детей»;
- Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие мозга ребенка»;
- Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников;
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика