Татьяна Чекркасова
Проект «Ребенок имеет право…»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Воспитатель: Черкасова Т. В.
Проект «Ребенок имеет право…»
Тип проекта : информационно – ориентированный
Длительность проекта : краткосрочный
Вид проекта : групповой, дети 5-6 лет, родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Аннотация
Проект представляет собой систему мероприятий, которые:
Публикация «Проект „Ребенок имеет право…“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- включают обширный материал, содержат первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях, приобретаемых в детстве, еще в дошкольный период;
- способствуют общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения;
- предусматривают отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Проект призван развивать уверенность в себе, умение отстаивать свои права, самоуважение и уважение к другим, способность слышать других людей и учитывать их интересы.
Актуальность
Рассматриваемая проблема является актуальной, т. к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребёнка. Сегодняшние дети это наше будущее, это будущее нашей страны. Как мы воспитаем их, зависит от нас взрослых.
Проблема
Защита прав ребенка. Недостаточное знание детей о своих правах
Основополагающий вопрос: защита прав ребенка.
Проблемный вопрос: для чего нужно обладать правовыми знаниями?
Учебные вопросы: что важно знать ребенку о своих правах?
Кто несет ответственность за защиту прав ребенка?
Цель проекта
Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по соблюдению прав ребенка.
Задачи проекта
Для детей:
-Расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, об элементарных представлениях о свободе личности.
-Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности за другого человека.
Для родителей:
-Способствовать повышению правовой культуры родителей.
-Активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.
-Формировать чувство ответственности за своего ребенка, за каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.
Ожидаемый результат по проекту
-Сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.
-Усвоение детьми ключевых понятий: закон, право, правонарушения, национальные отношения.
-Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
-Повышение уровня правовой культуры родителей
-Сформирована организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов
-Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
-Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме.
Предполагаемый продукт проекта
-Создание лепбука «Права детей»
-Игра-викторина «Знатоки права»
-Картотека пословиц и поговорок о семье
-Изготовление альбома «Мой мир» (совместное творчество детей и родителей).
-Изготовление буклетов родителям «Я ребёнок, я имею право».
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
-Определение уровня знаний детей о своих правах.
-Анкетирование для родителей «Права детей»
-Определение темы проекта, постановка цели и задач.
-Изучение методической литературы по данной теме.
-Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
-Перспективное планирование проекта.
-Выбор форм работы с детьми и родителями.
-Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
-Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап - основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Образовательная область «Речевое развитие»
-НОД Развитие речи «Калейдоскоп сказок».
-Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией «О правах ребёнка».
-Беседы «Что такое права человека?», «Имя, отчество, фамилия», «Права и обязанности ребёнка в детском саду и дома», «Нужны ли правила поведения в обществе».
-Составление рассказов по теме «Моя семья», по картине «Мамины помощники».
-Пересказ рассказа «Сила – не право» К. Д. Ушинского»
-Чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик-семицветик», К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Л. Толстой «Два товарища», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», русская народная сказка «Заюшкина избушка».
-Заучивание: Я. Аким «Моя родня», О. Липатова «Я люблю свою сестрёнку», Р. Сеф «Совет».
- Создание картотеки пословиц и поговорок о семье
Образовательная область «Познавательное развитие»
-НОД Приобщение «Конвенция о правах ребёнка»
-НОД Предметный мир «Твои права»
-НОД ОБЖ «Я уважаю твоё право»
-Рассматривание иллюстраций «Конвенция о правах ребёнка»
-Ситуации «Могу, хочу, должен», «Я – ребёнок имею право», «Права и обязанности ребёнка»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
-НОД рисование «Наш участок зимой»
-НОД Аппликация «Какая была ёлочка на нашем празднике»
-НОД Ручной труд «Фонарики»
-НОД Конструирование «Автозаправка»
- Совместные с родителями рисунки на тему «Я и мои права»
- Слушание и обсуждение песни мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»
- Создание лепбука «Права детей»
- Творческое задание родителям совместно с детьми «Создание странички для альбома «Мой мир» (с рисунками и фото).
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
-НОД «Это моё право»
- Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр «Семья», «Детский сад», «Полиция», «Ателье».
-Словесно – дидактические игры: «Кто я?», «Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Можно- нельзя», «Угадай по голосу», «Я знаю много имён девочек (мальчиков)», «Мои права», «Я должен…», «Кто нарушил права?»
«Мы разные, но у нас равные права».
Взаимодействие с родителями
-Анкетирование «Права детей».
-Изготовление буклетов для родителей «Я ребёнок, я имею право».
-Консультация «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»
Творческое задание родителям совместно с детьми – создание странички в групповой альбом на тему «Мой мир» (с рисунками и фотографиями)
III этап – заключительный
-Оформление проекта в виде презентации.
-Выступление на педагогическом совете.
-Проведение итогового мероприятия развлечение-викторина «Знатоки права».
-Создание лепбука «Права детей».
-Картотека пословиц и поговорок о семье.
-Альбом «Мой мир».
Вывод
Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью : свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права, и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. дети 5-6 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений с взрослыми и сверстниками.