Ольга Глинина
Проект «Мы живем на Южном Урале!» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект (реализованный)
«Мы живем на Южном Урале!»
Возраст детей : 6 – 7 лет
(в рамках реализации парциальной программы
«Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е. С.)
Содержание
2. Краткая аннотация проекта…3
3. Цель и задачи проекта….4
4. Обоснование необходимости проекта …. 4
5. Основное содержание проекта…. 6
6. Ресурсы…6
7. Партнеры….7
8. Целевая аудитория…. 7
9. План реализации проекта….8
Публикация «Проект „Мы живем на Южном Урале!“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
10. Предполагаемые продукты, результаты проекта….10
11. Возможные риски…13
12. Перспективы дальнейшего развития…13
13. Используемая литература…. 15
Актуальность темы
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова
2. Аннотация
Для выполнения второй годовой задачи ДОУ «Создать условия для внедрения парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Е. С. Бабуновой» был реализован коллективный проект «Мы живем на Южном Урале!» с детьми подготовительной группы.
Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей, творческих способностей.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. На территории Челябинской области проживают более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы. Что-бы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, люди должны знать историю, культуру, обычаи, традиции своего и других народов, живущих на Южном Урале.
Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Маленький татарин, башкир, русский и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал.
3. Цель и задачи проекта
Цели проекта.
- Знакомить детей с культурой народов Южного Урала.
- Формировать нравственно-патриотические чувства и толерантность к людям других национальностей.
Задачи проекта.
• Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре (пословицы).
• Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала.
• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.
• Приобщать детей к играм народов Южного Урала.
• Знакомить с музыкальным творчеством (песни, танцы, музыкальные инструменты) башкир и татар.
• Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
4. Обоснование необходимости проекта
Реализация программы «Наш дом – Южный Урал» раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства. Включает в себя описание средств народной педагогики, их воспитания возможностей и методических рекомендаций по использованию этих средств в образовательных организациях в качестве части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.
• Направление проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
• Работа над проектом носит комплексный характер и заключается в интеграции образовательных областей и парциальной программы «Наш Дом – Южный Урал», приобщению детей к традициям и культуре народов Южного Урала.
• На этой основе и формируется любовь и интерес детей к родному краю, к эстетической стороне окружающей действительности, к предметам произведения искусства.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.
• Игровая деятельность: театрализация народных сказок – совместное творчество детей и воспитателей.
• Социально – нравственное воспитание: знакомство с традициями народов Южного Урала.
• Речевое развитие: знакомство с фольклором русских, татар, башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).
• Ознакомление с окружающим миром: формирование представлений о планете Земля, какие народы живут на Земле, чем они похожи и чем отличаются.
• Художественная литература: знакомство с поэзией народов Урала; чтение сказок разных народов.
• Изобразительная деятельность: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.
• Музыка: знакомство с народными песнями, танцами. народными праздниками.
• Физическое развитие: знакомство с народными играми.
5. Основное содержание проекта
Вид проекта : коллективный проект.
Срок реализации: краткосрочный одна неделя (17.10 – 21.10.2016 г.)
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Идея проекта.
Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях.
6. Ресурсы
• Материально-технические:
- мультимедийный центр;
- музыкальный центр;
- аудио и фотоматериалы;
- библиотечный фонд;
- картотека подвижных игр.
• Кадровые:
- старший воспитатель;
- инструктор по физической культуре;
- музыкальный руководитель;
- воспитатели.
• Нормативно-правовые:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г. ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17октября 2013 г. № 1155);
- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).
Средства реализации проекта :
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла.
7. Партнё ры:
- МБУК «Музейно-краеведческий центр»;
- Кусинская Центральная районная библиотека.
8. Целевая аудитория
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители (законные представители) детей подготовительной к школе группы.
9. План реализации проекта
Проект рассчитан на 1 неделю и включает 3 этапа:
1. Подготовительный этап (организационный) – 17.10.2016 г.
2. Основной этап (реализация проекта) – 18.10 – 20.10.2016 г.
3. Завершающий этап (презентация) – 21.10.2016 г.
I.Подготовительный 17.10. 2016 г.
Определение путей, методов и средств реализации проекта.
1. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта.
2. Разработка планов-конспектов педагогических мероприятий.
3. Подготовка материала для реализации проекта :
- подбор методической, художественной литературы;
- поисковая работа для презентации;
- подготовка атрибутов для продуктивной деятельности;
- подбор музыкального сопровождения;
- подбор демонстрационного материала (моделей, игрушек, атрибутов для творческой, познавательной деятельности);
- подготовка дидактических игр, пособий;
- обогащение предметно-развивающей среды.
18.10–20.10.2016 г.
II. Основной
Реализация проекта
1. Совместное создание эстетической среды в группе.
- Подборка иллюстраций, открыток о крае, Башкирии, Татарстане, России.
- Организация выставки в группе «Культура народов родного края».
2. Беседа по теме: «Жилище и предметы народного быта семьи».
- «Русская крестьянская изба»; «Башкирская юрта».
- «Башкирская деревянная изба».
- «Предметы башкирского народного быта».
3. Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование на тему «Башкирское жилище (юрта)», «Кукла в национальном костюме».
- Аппликация «Тюбетейка».
4. Музыка:
- Прослушивание башкирских и татарских народных мелодий «Мой Урал», «Апипа».
5. Физическая культура:
- Разучивание подвижных народных игр «Юрта», «Липкие пеньки», «Продай горшок», «Серый волк».
Вторник 18.10.2016 г.
1. Развитие речи:
- Чтение легенды «Происхождение башкир».
- Презентация «Знакомство с татарской и башкирской национальной одеждой».
- Дидактическая игра «Башкирская национальная одежда».
Цель: закрепить знания детей о башкирской и татарской национальной одежде, напомнить, что особенности костюма, одежды зависит от места жительства, деятельности и уклада жизни народа, вспомнить, почему так много украшений в женской одежде. Развивать интерес к национальной одежде.
2. Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме».
Цель: продолжать учить рисовать элементы башкирского и татарского орнамента и располагать их согласно композиции, закрепляя полученные навыки, способствовать развитию интереса; развивать творчество, фантазию.
3. Физическое развитие:
- Разучивание башкирских и татарских подвижных народных игр «Медный пень», «Юрта», «Липкие пеньки», «Серый волк».
Цель: приобщать к культуре башкирского и татарского наро-да, желание играть в народные игры.
Среда 19.10.2016г.
1. Развитие речи:
- Разучивание с детьми приветственных фраз на татарском и башкирском языках.
- Знакомство детей с природой, почвой и растительностью Южного Урала, народными приметами о природе.
- Лекарственные растения Челябинской области.
- Полезные ископаемые Челябинской области.
2. Художественно-эстетическое развитие: - Аппликация «Тюбетейка».
Цель: украшать элементами башкирского орнамента тюбетейку, используя разные приёмы вырезания, продолжать учить силуэтному вырезанию, развивать выносливость руки, наблюдательность, чувство цвета, продолжать воспитывать уважение к труду мастеров народного искусства.
3. Музыка:
- Разучивание башкирского народного танца «Любизар».
- Слушание записей башкирских и татарских народных инструментов.
- Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инстру-мент»
Цель: способствовать развитию умения по внешнему виду и по звучанию определять и различать музыкальные инструменты разных народов; развивать зрительную и слуховую память; воспитывать интерес к культуре разных народов.
Четверг 20.10.2016г.
1. Консультация для родителей
«Обычаи и праздники татарского и башкирского народа».
2. Развитие речи
- знакомство детей с башкирскими, русскими и татарскими народными праздниками: «Масленица», «Пасха», «Троица», «Курбан-байрам», «Сабантуй».
- Подбор русских, башкирских и татарских пословиц о труде, работе, семье, гостеприимстве.
3. Художественно-эстетическое развитие.
- Разучивание и пение приветственной песни «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
- Повторение и закрепление элементов башкирского народного танца «Любизар».
4. Физическое развитие:
- Досуг «Игры народов нашей страны»
Цель: продолжать приобщать к культуре башкирского и татарского народа, желание играть в народные игры.
Пятница 21.10.2016г.
III. Завершающий
Презентация итоговых результатов
- Итоговое развлечение «Культура Башкирии».
Цель: обобщить знания детей о башкирской и татарской культуре.
- Презентация «Южный Урал – мой край родной!».
- Выставка детского творчества на тему: «Культура Южного Урала!».
10. Ожидаемые результаты
• установление партнерских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания;
• проявление познавательной и творческой активности детей;
• стремление использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;
• повышение интереса детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала;
• развитие у детей толерантности и интереса к национальным традициям.
Результаты-продукты:
1. Выставка и альбом детских рисунков и поделок «Культура Южно-го Урала!».
2. Презентация «Знакомство с татарской и башкирской национальной одеждой».
3. Конспекты педагогических мероприятий:
- Конспект-беседа «Жилище и предметы быта башкирского народа».
- НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Головной убор - Тюбетейка».
- НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) «Музыкальная культура Башкирии».
- Досуг по физическому развитию «Игры народов нашей страны».
- Развлечение «Культура Башкирии».
4. Педагогическая копилка (картотека) :
- «Башкирские музыкальные инструменты», «Башкирские и татарские детские народные игры», «Башкирские и татарские национальные костюмы», «Башкирское и татарское жилище и его внутреннее убранство»;
- пословицы, поговорки и загадки.
5. Лэпбокс «Юрта».
6. Публикация:
- общественно-политическая газета КМР «Жизнь района»
статья «Урал – наш дружный дом!»
Диаграмма мониторинга реализации проекта
«Мы живем на Южном Урале!».
В диагностической оценке участвовала группа детей (23 ребенка).
I этап:
Низкий уровень – 18 детей (78%)
Средний уровень – 5 детей (22%)
Высокий уровень – 0 детей (0%)
III этап:
Низкий уровень – 0 детей (0%)
Средний уровень – 16 детей (70%)
Высокий уровень – 7 детей (30%)
В результате проведенной диагностической работы было выяснено, что в ходе реализации проекта «Мы живём на Южном Урале!» у детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) улучшились показатели развития кругозора, формирования познавательной активности, нравственных ценностей, творческих способностей. Видна положительная динамика освоения содержания проекта : высокий уровень на 30% (7 детей); средний уровень на 48 % (11 детей); низкий уровень отсутствует.
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии организации взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников.
11. Возможные риски проекта :
Недостаточное количество атрибутов для реализации данного проекта.
Незнание элементов фольклора народов Южного Урала (костюмы, жилище, обычаи).
Нежелание детей участвовать в национальных играх и танцах.
Пути преодоления:
• Обогащение предметами национальных костюмов в костюмерной ДОУ.
• Знакомство детей с народами Южного Урала (беседа, занятия, презентация, развлечение, консультация для родителей).
• Развитие интереса и вовлечение детей в национальные игры и танцы:
- просмотр видеофайла «Танец «Любизар», «Соло на курае», слушание пьесы «Апипа»;
- демонстрация атрибутов национальных танцев и игр (тюбетейки, платки, шакирка и т. д.).
• Проект реален, не требует особых финансовых затрат.
12. Перспективы развития проекта
- распространение информации о проекте : трансляция www.educontest.net https://nsportal.ru
- Базовая площадка ДОО: сообщение: «Формирование любви к родному краю через декоративно-прикладное искусство народов Урала».
Данный проект будет полезен :
• в воспитании активности и самостоятельности детей;
• в формировании умения правильно оценивать окружающих и самих себя;
• в формировании партнерских отношений между взрослыми и детьми;
• воспитателям в работе с детьми старшего возраста с целью приобщения детей к народной культуре;
• в организации образовательного взаимодействия с родителями в рамках проектной деятельности;
• в расширении программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе;
• участие детей старших дошкольных групп в праздники досугах «День матери», «День России», «День Победы», «День народного единства»;
• обогащение атрибутами мини-музея ДОУ «Русская горница».
13. Список литературы.
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
2. Бабунова Е., Багаутдинова С., Едакова И. Наш дом-Южный Урал : программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС,2014. – 255 с.
3. Детские подвижные игры народов России: Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989. – 230 с.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 192 с. : цв. вкл.
5. Фёдорова, Е. М. Наш дружный дом: Культура народов России / Е. М. Фёдорова, З. Н. Рахимзянова, С. А. Фёдорова // Музыкальный руководитель.