Ирина Вербовская
Педагогический проект «Город, в котором мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №65
Выборгского района города Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«Город, в котором мы живем»
Авторы проекта : воспитатель Вербовская Ирина Леонидовна
г. Санкт-Петербург
2015 год
Паспорт проекта
Вид проекта : информационный, творческий, исследовательский
Тип проекта : долгосрочный
Направление проекта : нравственно - патриотический
Темочки:
Участники проекта : педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители
Наличие межпредметных связей:
интеграция образовательных областей:
«познавательное развитие», «речевое развитие», «социально - коммуникативное развитие», «физическое развитие»
Актуальность темы
Любовь к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, он не ощущает своих корней, не знает своей истории. Патриотическое воспитание актуально и значимо в условиях современной России. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой родине - месту, где родился, к своему городу.
Базовый этап формирования у детей любви к Родине это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. Современные родители не уделяют большого внимания данной проблеме, считая ее не важной. Дети имеют недостаточно знаний о своем городе, его истории, людях, которые строили, прославляли и защищали его.
Санкт- Петербург - это город с многолетней историей и как любой город имеет свои достопримечательности, свои традиции. Очень важно воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, помочь осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребенке. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота.
Люблю тебя я, город мой, не знаю краше места!
Мне жизнь, единая с тобой, дарована в наследство!
Катя Озерова
Цель проекта :
Создать условия для обогащения и систематизирования знаний детей о родном городе, развития познавательных и творческих способностей дошкольников. Сформировать у родителей и детей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего Санкт-Петербурга, воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости, ответственности за судьбу города, уважения к его истории и традициям.
Задачи проекта :
Познавательное развитие
Дать детям знания о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, культурное наследие, традиции, ремесла, замечательные люди)
Развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей
Вызвать у детей интерес к нашему городу, который является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие
Формировать у детей потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города
Расширять кругозор и эрудицию у детей
Речевое развитие
Развивать речевые средства общения, обогащать и активизировать словарь
Учить детей высказывать свои впечатления, давать оценку действиям и событиям
Формировать интерес к чтению
Социально - коммуникативное развитие
Воспитывать любовь, уважение и интерес к родному городу, чувство гордости быть гражданином города Санкт-Петербурга
Вызвать чувство гордости за свое отечество
Воспитывать уважение к создателям нашего города, к великим согражданам
Формировать нравственные качества личности
Воспитывать духовную культуру у дошкольников
Способствовать формированию этики поведения в общественных местах, воспитывать культурные навыки достойные петербуржца
Формировать у детей эстетическое восприятие памятников родного города
Физическое развитие
Укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать осанку
Воспитывать морально-волевые качества (смелость, честность, решительность, настойчивость)
Развивать творческие способности детей
Этапы реализации проекта
1 этап
Обсуждение идеи проекта
Изучение методической литературы
Проведение диагностики для детей и родителей
Разработка перспективного плана
Подбор литературы познавательного характера
Создание развивающей среды в группе
Подбор дидактических игр по данной теме
Разработка экскурсионного тематического маршрута
Подбор наглядного материала «Что рассказать ребенку о городе»
Проведение общего родительского собрания, чтобы познакомить родителей с темой проекта
Подбор художественной литературы
(совместно с родителями и детьми)
Поиск интересного материала по интернету
Подбор фотографий из семейных альбомов
2 этап
Проведение цикла познавательных занятий на темы:
«История города Санкт-Петербурга», «Жители города в прошлом и настоящем», «Героическое прошлое», «Наши защитники», «Архитектура Санкт – Петербурга»
Целевые прогулки по ближайшим улицам микрорайона, в Шуваловский парк
Проведение экскурсий:
«Домик Петра I», «Чудесный город», (автобусная, «Здесь, у реки наш первый сад…», «Львы стерегут город», «Петропавловская крепость», «Хлебушек» (этнографический музей)
(совместно с родителями) мемориал «Разорванное кольцо», Пискаревское мемориальное кладбище
Заучивание стихов
Знакомство с картой города и постепенное ее заполнение (отмечаем вместе с детьми места, где побывали)
Рассматривание тематических альбомов «История Санкт- Петербурга в картинках», «Петербургские фонари», «Парки в нашем городе», «Мосты»
Проведение встреч с интересными людьми нашего города (жители блокадного города)
Чтение художественной литературы:
Ермолаева Л., Лебедева И. «Чудесный город», Шиф Л. «Сказки феи Летнего сада», Гурьева Н. «детям о Санкт- Петербурге», «Прогулки по Невскому проспекту», «Детям об истории России», Лаврухина О. «Детям о музеях Петербурга», Сизова Н. «Детям об этике»,Семенцова В. «Листья фикуса», Миксон И. «Жила- Была…», Власов А. и Элькин Г. «Детям о Невском крае»,
Воскобойников В. «Санкт- Петербург»
Дидактические игры:
«Наш город», «Фея вежливости», «Узнай по описанию», «Слово можно прошагать», «Загадочная картинка», «Силуэты Санкт- Петербурга», «Закончи предложение», «Осторожно, улица», «Хорошо или плохо», «Черный ящик», «Мой дом», «Пешеход и переход» и т. д.
Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование)
Темы: «Наша улица», «Что мы видели на экскурсии», «Наши защитники», «Свеча памяти», «Осень в Летнем саду», «Цветы в нашем парке», «День Победы», «Салют», «С Днем рождения родной Санкт- Петербург»
Совместная деятельность родителей и детей:
Создают фотоальбомы «Наши любимые места в городе»
Посещают театры, выставки, музеи, парки, библиотеки
Занимаются словотворчеством, изготовлением книжек – малышек
Участвуют в конкурсе: «Лучшая сказка о Санкт- Петербурге»
Оформление фотоальбома «Наша семья»
Участвуют в акции «Чистый город»
3 этап
Диагностика знаний детей о родном городе
Проведение открытых мероприятий:
Игра - путешествие «Мы островитяне»
Литературно - спортивная композиция «Петровская ярмарка»
Тематический вечер, посвященный Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто»
Подведение итогов фотоконкурса «Наша семья»
Оформление фотовыставки «Наши любимые места в городе»
Выставка детских рисунков «Вы с победой вернулись домой»
Предполагаемый результат:
Дети
Приобретены знания об архитектуре, истории, достопримечательностях, символике города.
Сформированы представления о прошлом и настоящем города, а так же о себе, как о петербуржце.
Усвоен свод правил, установленных обществом (как вести себя в общественных местах, транспорте, гостях и т. д.)
Увеличено количество детей, проявляющих интерес к истории и культуре родного города и умеющих отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Развиты умения продуктивно взаимодействовать, умения слушать другого, находить различные варианты решения поставленных задач.
Сформированы навыки самостоятельной работы с разными источниками информации (книги, иллюстрации, фотографии, компьютер и т. д.)
Сформировано чувство гордости за тех людей, кто основал, строил, украшал, прославлял и защищал наш город, желание сохранить город чистым и красивым.
Родители:
Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие у ребенка потребностей к познанию, общению, через совместную деятельность.
МЫ ОСТРОВИТЯНЕ…
Игра – путешествие для детей в старшей группе
ЯРМАРКА
Литературно-спортивная композиция
Для детей подготовительной группы
ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ
«ВЫ С ПОБЕДОЙ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ»
Информационные источники:
Авсеенко В. «История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках» СПб 1993
Алифанова Г. «Первые шаги»(воспитание петербуржца-дошкольника) СПб2000
Витязева В. «Невские острова» СПб 1996
Ермолаева Л., Лебедева И. «Чудесный город»1996
Никонова Н. «Мы-горожане» СПб1996
Павлюченко Д. «Дорога жизни» СПб 1994
Дубровина Т. «Образ Петербурга в поэзии» СПб 2014
Пыляев М. «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» СПб 2012
Сизова Н. «Детям об этике» СПб 2010
Лаврушина О. «Детям о музеях Санкт-Петербурга» СПб 2012
Первушина Е. «Санкт-Петербург, реки, мосты, острова.» СПб 2012