Юля Шелгинская
Проект «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В содержании психолого – педагогической работы с детьми младшего возраста одним из направлений является образовательная область «Социализация». Одной из задач которой является развитие игровой деятельности.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником информации, методом обучения и воспитания. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития.
Публикация «Проект „Развивай-ка“» размещена в разделах
Одним из видов игровой деятельности является настольно- дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к окружающему миру в доступных им формах.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Сроки реализации: краткосрочный
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели,родители.
Проблема: неумение детей младшей группы играть в настольно-дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
Цель: формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.
Задачи:
1. Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
2. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, ее обучающими задачами, способами подачи детям.
Предполагаемый результат:
• Дети используют для игр настольные дидактические игры и с большим интересом играют в них.
• Родители заинтересованы темой и получили полезную информацию.
• Итог: консультации, практикумы – создание родителями в группу новых игр, активное использование настольных дидактических игр дома.
Этапы проекта :
1. Подготовительный.
Исходя из интересов детей проводиться обсуждение целей и задач проекта с родителями. Создание условий, необходимых для реализации проекта. Поиск и изучение необходимой для проектной деятельности информации.
2. Основной.
Практическая реализация разработанного проекта.
3. Заключительный.
Сбор и обработка методических и практических материалов. Практикум для родителей «Игры для ума, роль игры в жизни дошкольника».
Схема мероприятий по реализации проекта
Субъекты проекта Формы работы
Дети 1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
2. Введение дидактических настольных игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игр.
4. Применение такого приема как поощрение для активизации интереса к играм
Родители 1. Выставка групповых настольно-дидактических игр с учетом возрастных особенностей детей.
2. Выставка игр с помощью родителей «Игры ребенка дома»
3. Фотовыставка для родителей «Познаем мир играя» - родители смогут посмотреть в какие игры дети играют в группе.
4. Наглядная информация «Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Итоги реализации проекта.
В ходе проекта можно проследить рост интереса и успеха детей к дидактическим настольным играм. На протяжении всего проекта я применяла дидактические настольные игры во всей деятельности с детьми. Со временем дети стали чаще брать и играть самостоятельно, соблюдая правила. В ходе объяснения правил игры применяла приемы ТРИЗ. Родители с энтузиазмом откликнулись на идею проекта, делали и красиво оформляли настольные дидактические игры для детей в группу.
Детям очень понравилось играть, а особенно часто пользовались теми играми, которые были сделаны совместно с родителями.
В начале проекта было проведено диагностическое наблюдение за детьми по уровню игровых навыков. Он показал, что дети мало играли в настольные дидактические игры. При этом если и брали игры то играли не по правилам. Но к концу проекта уровень умений и навыков вырос, что показано на диаграмме.
Родительское собрание № 2
Тема: «Игры для ума, роль игры в жизни дошкольника»
Форма проведения: игровой практикум.
Задачи:
Повышать уровень педагогической культуры родителей
Формировать у родителей понятия значимости проблемы
Подготовительная работа:
Тест настроение (подобрать смайлики)
Оформить выставку настольно-дидактических игр групповых и сделанных родителями.
Анкетирование родителей «Нужна ли настольно дидактическая игра ребенку?»
Подбор консультаций на тему:
Как научить ребенка убирать игры
Какие игры рекомендуются покупать детям 3-4 лет
Изготовление приглашений на родительское собрание
Магнитофонная запись с вопросами:
- Ты любишь играть? У тебя есть любимые игрушки?
- Играют ли с тобой дома взрослые?
- Если нет, то почему?
- Кто ремонтирует сломанные игрушки дома?
- Папа и мама спрашивают какую игрушку ты хочешь чтобы тебе купили?
Ход собрания:
1. Игра – это форма активности ребенка.
Рассказ воспитателя о ведущем значении дидактической игры в развитии ребенка дошкольного возраста.
Чтобы детство детей было счастливым главное место в их жизни должна занимать игра, а особенно дидактическая. В дошкольном возрасте у детей есть потребность в ней. Игру нужно удовлетворять не потому, что делу -время, а потехе - час, а потому, что играя, ребенок учится познавать мир.
По мнению многих авторов дидактические игры имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятель- ному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной задачей. Ведь самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения конкретно поставленной задачи прямо сейчас. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслитель- ных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Особое место во всех видах дидактических игр занимают настольные.
Настольные игры, это разнообразные игры – пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно» и другие); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т. д. («Попади в цель»); игры – мозаики. Все эти игры отличаются от других тем, что они проводятся за столиками, и в основном требуют партнеров. Настольные дидактические игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимания к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строго выполнения правил и доставляет детям много радости.
Воспитатель дает советы по выбору игр дома:
безопасность, привлекательность, познавательность
Прежде чем сделать очередную покупку, следует спросить ребенка, как он будет с ней играть. Если 90% игры приходится на долю ребенка, а 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Но лучше всего если она будет сделана своими руками совместно с малышом, тогда она будет вдвойне познавательной и ценной.
Прослушивание магнитофонной записи.
2. Роль родителей в организации игровой деятельности ребенка дома.
Для дошкольника игра становиться средством развития и воспитания в том случае, если она построена на содержательном общении со взрослым. Играя со своим чадом помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играть с ним нужно на равных. Когда вы играете с ребенком следите за речью: тон должен быть ровным спокойным это вселяет в него уверенность в том, что его понимают и хотят с ним играть. Поэтому надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребенка к новым действиям. Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируются умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
3. Игра – задание.
Предложить родителям задание: вспомнить их семейные вечера и дать им самооценку. Если они поступают, так, как сказано, то выставляют фишку зеленого цвета, не всегда – желтого, никогда – красного.
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
2. Рассказываю о своих играх детства.
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.
4. Купив ребенку игру, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
5. Слушаю рассказы ребенка об играх в детском саду.
6. Часто дарю ребенку настольные дидактические игры.
Подведение итогов: если на столе больше зеленых фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.
5. Обмен мнениями.
6. Решение родительского собрания:
o Участвовать в играх детей активнее
o Принимать участие в починке игр, их изготовлении
o Активно участвовать в жизни группы.