Наталья Дрельская
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми дошкольного возраста. Цвета окружают нас повсюду, и дети начинают знакомиться с ними с самого раннего возраста.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Дошкольник, осваивая окружающий мир, должен овладеть определёнными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всём многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует. Для этого с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
• Цветовосприятие — это способность видеть и различать цвета.
• Цветоразличение — это способность определять и называть цвета.
Каждый, кто работал с малышами, знает, как порой нелегко научить их различать цвета и запоминать названия.
Закрепить устойчивые представления детей о цвете, развить зрительное восприятие нам помогут дидактические игры.
Игра – основная деятельность детей. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельность, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей, и может быть включена практически в любое занятие. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута. Задачи должны следовать с постепенным усложнением.
Для изучения темы "Цвет" с дошкольниками существует огромное количество игр. Вот некоторые из них:
- игра «Посади бабочку на цветок»
Цель: познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг другу.
В лесу полянка, где растут цветы. Какие цветы по цвету? Над цветами порхали бабочки. Какого цвета? Посади бабочек так, чтобы их не заметили. А теперь так, чтобы их было хорошо видно.
- игра «Подбери по цвету»
Цель: закреплять умения детей соотносить и подбирать предметы по цвету, упражнять в различении и назывании основных цветов.
В ходе игры дети разделяют картинки по цвету.
-игра «Цветы»
Цель: учить различать оттенки цвета, развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, память.
Дети тренируются в различении оттенков темнее или светлее заданного цвета, упражняются в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного к более светлому и наоборот,
-игра «Радуга»
Цель: закреплять знания цветов радуги, развивать внимание, память.
Как запомнить цвета радуги?
Наверняка с детства многие помнят стих для запоминания цветов радуги : «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Благодаря этим сочетаниям слов у нас есть подсказки по первым буквам для каждого из цветов.
- игра «Тепло-холодно»
Цель: формировать представления детей о тёплых и холодных цветах спектра, развивать логическое мышление и воображение.
Педагог показывает детям картинку с предметами, имеющими постоянный тёплый цвет, затем картинку с предметами холодного цвета.
-Что изображено на картинках? Солнце, оно какое (теплое) Снежинка, она какая (холодная)
Далее воспитатель предлагает разобрать кружки по эмблемам, обращает внимание на то, что зеленый цвет может быть и теплым, и холодным, в зависимости от ого, какого цвета в нем больше: зеленого или синего.
-игра «Смешивание цветов»
Цель: Закреплять знания о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.
Смешивание между собой основных цветов – красного, жёлтого и синего для получения дополнительных. Смешаем красную с жёлтой и получим множество оттенков оранжевого цвета, красную с синей – оттенки фиолетового цвета, синюю с жёлтой – зелёные оттенки. Игры с палитрой бесконечны. Число получаемых ребёнком оттенков разного цвета очень многообразно. Ребёнок чувствует себя “своим” в удивительном мире цвета. Он научится предвидеть результат сложного смешивания красок, получать нужный ему оттенок.
Роль дидактических игр велика. Они не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности.