МААМ-картинки

«Амурские мотивы». Конспект проведения занятия по региональному компоненту в старшей группе

Наталья Сахновская
«Амурские мотивы». Конспект проведения занятия по региональному компоненту в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: "Амурские мотивы ":История, культура и быт коренных народов нижнего Амура"

Цель: Формирование представлений о жизни, культуре, быте и традициях

коренных жителей Хабаровского края нивхов и нанайцев

Задачи:

Дать знания о своеобразии жизни коренных, малочисленных народов

нижнего Амура: жилище, одежда, труд.

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других

народов.

Развивать любознательность и интерес.

Предварительная работа:

Чтение произведений Д. Нагишкина «Амурские сказки», сборников нивхских,

нанайских народных сказок, Э. Вальдю «Сказка о смелой девочке Носке»,

Э. Кириченко «Сказки дремучей тайги».

Разучивание игр

«Собачьи упряжки», «Прыжки через нарты»

Цикл бесед на тему «Моя родина - Дальний восток».

Рассматривание иллюстраций,сюжетных картинок по теме «Народы

нижнего Амура», организация и проведение экскурсий в краеведческий

музей им. Градекова, в центр культуры народов Приамурья. Наглядный материал:

Экспозиции мини

-музея, развивающая игра “Сложи картинку” (два вида

жили щ: летнее и зимнее, «Одень куклу» (4 вида национальных одежд,

«Предметы-помощники труда» (карточки, слайды, обручи для игры

«Собачьи упряжки», изображения нарт – 2шт.

Ход занятия:

(слайд No1)

Воспитатель:

Добрый вечер! Мы рады приветствовать всех наших гостей у нас в гостях. Сегодня мы с вами покажем,

чему мы научились, Но вначале ответьте на вопросы:

(слайд № 2)

- В какой стране мы с вами живем?

- Как вы думаете, какая Россия по величине?

- Правильно, Россия - это большая и прекрасная страна. Мы с вами не

просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию

можно пересечь за несколько дней. На самолете

– за один день. Вот какая большая наша страна.

- Что такое Родина.

- Правильно! Там, где вы родились. Наша Большая Родина – это наша

Россия, но есть у людей еще и Родина малая. Назовите ее.

(слайд № 3)

- Правильно это Хабаровск. Это большой город? Где он располагается? Вот

о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живших мы сегодня с вами и поговорим.

(слайд № 4)

Послушайте стихотворение нашего, дальневосточного поэта Комарова:

Край далекий с лесами и сопками,

С поздней жалобой птиц,- это ты

Разбудил голосами высокими

Сыновей золотые мечты

Небеса с колдовскими закатами

И тайги вековечный покой,

И Амур с берегами покатыми,

И весенний туман над рекой.

Наше занятие я предлагаю провести- как путешествие по музею и экскурсоводом будут наши дети.

(слайд № 5)

- После получения билетов, проходим в первый зал. Он называется «Жизнь народов Приамурья»

Первый экскурсовод: Послушайте, что я вам расскажу: “Рассказывали

будто в краях северных, на великой реке Амур с давних времен живут

счастливые люди. Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у них как

смородины, а волосы как смоль. Свои дома они строили по берегам Амура.

И бывали у них селения летние и зимние. О ком рассказал наш экскурсовод? (нивхи, нанайцы,.)

(слайд № 6-7)

- Ребятам предлагается поиграть в игру «Собери правильно картинку»- Дети собирают картинки у них получаются летние и зимние жилища народов Приамурья, выполнивший задание, рассказывает об особенностях строения в связи с сезоном (летние и зимнее жилища).

(слайд № 8)

2. Ну что ж, мы с вами теперь узнали как были устроены дома народов

Приамурья, а сейчас мы с вами проходим во второй зал, его

названье «Как одевались?» И наш следующий экскурсовод. (слайд N9, 10-11-12)

Второй экскурсовод:

«Нивхи и нанайцы носили летом

– халат из рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их от солнца, дождя, а зимой халат как шубу из шкур животных мехом внутрь, сверху одевали специальную зимнюю юбку и шапку, чтобы не замерзать.

Воспитатель: Посмотрите на нашу экспозицию. Все ли верно изобразил художник? Нет ли ошибок? Давайте же исправим их. (одежды перепутаны в

первом случае женские с мужскими, во втором случае летние с

зимними)

(деление детей на 4 команды. Проведение игры «Одень куклу» (4 куклы: две

в легких одеждах мальчик и девочка; две в зимних, команды

должны обосновать свой выбор) (

слайдNo 13)

А мы проходим в следующий зал «Чем занимались?»

(слайд N 14)

Третий экскурсовод:

«Главным занятием мужчин была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме:

готовили еду, шили одежду, убирались, воспитывали детей.»

(слайд N 15 - 17)

Воспитатель:Нивхам и нанайцам приходилось много трудится, чтобы

выжить в суровых условиях нашего края, а теперь вам, ребята, тоже

придется потрудится, у нас на картинках нарисованы предметы помощники

взрослым в труде, надо взять девочкам предметы

-помощники женские, мальчикам- мужские и рассказать полным для чего этот предмет, что с ним делали. И тогда мы увидим на нашем экране картины с изображением труда взрослых.

(проводится игра «Помо щники в труде»: дети берут по предметной карточке, рассматривают ее и рассказывают, что это и зачем необходим этот предмет. - это лук, он был необходим для охоты.)

(слайд N 16)

Молодцы. А кто знает, как они воспитывали своих детей? (их с малых лет приучали к труду и дарили им маленькие орудия труда, (маленький лук, чумашку и т. д.)

Воспитатель:

Вот сколько много нового мы уже узнали. Но нивхи и нанайцы не только трудились, они еще умели здорово веселиться. Давайте же пройдем в следующий зал и называется он «Отдых и праздники» Какие национальные праздники мы знаем? (кормление воды, медвежий праздник)

На этих праздниках всегда проводились веселые состязания и подвижные

игры. Одним из таких состязаний было прыжки через нарты.

А наш экскурсовод расскажет, что же такое нарты?

Четвертый экскурсовод : Нарты – это такие сани, которые сделаны из дерева без единого гвоздя. На них в старину ездили нивхи и нанайцы на охоту на собачьих упряжках. (проводятся соревнования между мальчиками и девочками)

-прыж ки через нарты.

- п/и «Собачьи упряжки»

Отдохнули? А вечерами бабушки и мамы рассказывали своим деткам сказки

Какие национальные сказки вы знаете : «Амурские сказки» и т. д.

Воспитатель: Наша экскурсия по залам музея подошла к завершению.

Скажите, что вам больше всего понравилось, что интересного вы узнали?

Предлагаю вам с вашими родителями посетить еще раз наш краевой музей имени Н. Гродекова, там много чего интересного можете увидеть и про жизнь малых народов Приамурья.

Публикации по теме:

Комплексное занятие по региональному компоненту «Место работы моих родителей» для детей 2–3 летКомплексное занятие по региональному компоненту «Место работы моих родителей» для детей 2–3 лет Цель: закрепить знания детей о месте работы родителей. Задачи: *начать знакомство с родным посёлком; *показать фотографии организаций,.

Конспект НОД в средне-старшей группе по декоративному рисованию «Гжельские мотивы»Конспект НОД в средне-старшей группе по декоративному рисованию «Гжельские мотивы» Задачи: познакомить детей с гжельской росписью – история гжели и ее истоки, разнообразие форм гжели, способ изготовления изделий промысла.

Конспект проведения игры-занятия в старшей группе «В гостях у насекомых» Программное содержание: развивать навыки количественного счета (прямого и обратного) в пределах 10; закрепить порядковый счет в пределах.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Амурские мотивы». Конспект проведения занятия по региональному компоненту в старшей группе
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 14:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Амурские мотивы». Конспект проведения занятия по региональному компоненту в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сахновская (УИ 3532020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД