Лучший педагог года

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр»

Темнорусова Ольга Анатольевна
Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать +Заказ

Проект

Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры

2023

Содержание

1. Введение

2. Пояснительная записка

3. Актуальность

4. Цели, задачи, гипотеза

5. Основные направления реализации проекта

6. Диагностика

7. Родители

8. Заключение

9. Список литературы.

Паспорт проекта

Публикация «Проект „Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Наименование проекта Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры.

Участники

Проекта

Педагоги, дети, родители

Цель задачи и гипотеза проекта Цель проекта :

Формирование экологической грамотности детей.

Бережное отношение к природе и окружающему миру.

Задачи проекта :

1. Раскрыть понятие экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.

.

Гипотеза проекта : есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания и при обязательном построении индивидуально-дифференцированного развития каждого ребенка.

Сроки и этапы реализации проекта Проект среднесрочный на три осенних месяца (сентябрь – ноябрь)

Этапы проекта :

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Подготовительный этап.

- выдвижение гипотезы;

- определение цели и задач проекта;

- изучение необходимой литературы;

-подбор методической литературы;

- разработка тематического плана для реализации проекта;

- диагностика детей.

2. Основной.

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения более высокого уровня развития в формировании эмоционально –целостного отношения к окружающему миру.

Заключительный.

Подведение итогов.

Диагностика детей.

Презентация проекта.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, дети, родители

Предполагаемый результат:

1. Удетей сформирована экологическая грамотность,бережное отношение к миру природы и живым существам.

2. Сформирован навыки наблюдения.

3. Ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

Перечень основных мероприятий Разработка системы занятий, дидактических игр

Введение

Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Пояснительная записка

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

Экологическая культура - совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Один из методов - это проведение дидактических игр. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, дидактические игры развивают эмоциональность, познавательный интерес к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества.

. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали : Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. А. Маневцева, П. Г. Саморукова и др.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

Актуальность проекта в том что :

Существует потребность в своевременной и целенаправленной реализации экологического воспитания детей, выступающего в качестве важнейшего показателя личностного развития дошкольного возраста;

систематизация дидактических игр позволит органично и планомерно реализовывать экологическое воспитание дошкольников;

Цель проекта : Формирование экологической грамотности детей.

Бережное отношение к природе и окружающему миру.

Задачи проекта :

1. Раскрыть понятие экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.

Гипотеза: Есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания и при обязательном построении индивидуально-дифференцированного развития каждого ребенка.

Основные направления реализации проекта

Вид деятельности Мероприятие Срок

Формирование экологических представлений о мире животных Игры с предметами

Кто чем питается?

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т. п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

Первая неделя сентября

Что сначала - что потом?

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Вторая неделя сентября

Игра "Кто в домике живет?"

Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: "Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?" Дети отвечают: "Му-му-му!", "Бе-е-е", "Мяу-мяу!" и т. д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Третья неделя сентября

Игра "Отгадай кто это?"

Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания) дети должны отгадать про кого идет речь.

Четвертая неделя сентября

Формирование экологических представлений о растениях "Детки на ветке"

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя : "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Игра "Найди, что покажу"

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Первая неделя октября

Волшебный поезд"

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т. д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Третья неделя октября

Найди, о чем расскажу"

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Четвертая неделя октября

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы. Когда это бывает?"

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т. п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Первая неделя ноября

Что это такое?"

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?

Вторая неделя ноября

"Это когда?"

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т. п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Третья неделя ноября

Формирование экологически бережного отношения к природе Ухаживаем за растениями"

Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют -дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Четвертая неделя ноября

Основные направления реализации проекта

Основное направление проекта заключается в развитии и формировании экологического воспитания дошкольников по средствам дидактических игр

На основе этого была поставлена главная цель моей работы по экологическому воспитанию дошкольников – создать условия, обеспечивающие интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования экологической культуры через организацию учебно-познавательной, творческой, игровой деятельности дошкольников, с применение методов и приемов развивающего обучения.

Под экологической культурой понимается совокупность экосознания, экочувств, эко деятельности. Отсюда вытекают следующие задачи:

• Формирование экологического сознания;

Воспитание экологических чувств;

• Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.

• Развитие познавательных интересов;

• Развитие познавательной действительности, познавательных процессов и способностей, разнообразных способов умственных действий.

Для реализации задач использовала следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;

- непосредственно образовательная деятельность;

- индивидуальная работа с ребёнком;

- развлечения, досуги.

В работе с детьми использовались различные методы:

- наблюдение;

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- беседа;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- дидактические упражнения;

- пластические этюды;

Изучив и проанализировав литературу, в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида.

Первый - это настольно – печатные. Их очень много. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. С помощью их мы можем решать различные задачи по развитию речи.

Второй - словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Третий - игры с предметами – это игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.

В работе использовались некоторые виды дидактических игр.

Одна из задач была - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм. Во все занятия и режимные моменты я включала речевые дидактические игры и занимательные упражнения со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагала детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого - либо или что - либо, формируют быструю реакцию на слово.

Анализ результативности.

1. Повысился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы.

2. Дети различают и называют конкретные виды растений и животных, знают особенности их внешнего вида, повадки.

3. Называют основные признаки неживой природы, устанавливают простейшие связи между ними.

4. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, стремятся к совершению добрых поступков.

Результаты диагностики детей

Начало проведения

проекта Конечный результат проведения проекта

Результаты анкетирования родителей

Анкетирование родителей, показало, что у детей увеличился познавательный интерес к окружающему миру, к живой и неживой природе, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.

Начало прохождения

проекта

Конечный результат прохождения проекта

Заключение.

Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.

В настоящей квалификационной работе дидактическая игра рассмотрена как эффективное средство экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.

Список литературы

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991

Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981

Тарабанова Т. И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997

Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976

Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр»
Опубликовано: 6 ноября 2023 в 11:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Темнорусова Ольга Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД