Анастасия Зауглова
Проект «Развитие вокально-хоровых навыков старших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Тема: «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
Зауглова Анастасия Викторовна
2020
Введение
Публикация «Проект „Развитие вокально-хоровых навыков старших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр и упражнений“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет наиболее успешному развитию певческих навыков детей. Благодаря ознакомлению детей с музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие песенного творчества, интерес к этим играм и самому творческому процессу возрастёт. Это важно для накопления песенного и творческого опыта детей. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Цель проекта : способствовать развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения.
Задачи:
1. Проанализировать имеющуюся методическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть сущность значения музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.
3. Использовать музыкально-дидактические игры и упражнения на музыкальных занятиях;
4. Провести диагностику вокально-хоровых навыков детей.
Объект: Становление творческой личности ребенка через развитие певческих навыков.
Предмет: Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Гипотеза: предположим, если использовать музыкально-дидактические игры и упражнения в развитии вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста, то можно развить не только певческие данные, но и музыкально творческую личность.
Актуальность
Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети старшего дошкольного возраста могут петь уже в более широком диапазоне. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, то есть такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для старшего дошкольного возраста чаще всего являются фа-до2. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.
К старшему дошкольному возрасту дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. Старшие дошкольники должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.
Однако уровень музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей еще очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это усложняет работу педагога, который должен научить каждого ребенка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определенный объем устойчивых певческих умений.
Дети к 6-ти годам должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение.
В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках.
Учитывая особенности восприятия детей, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки.
Упражнения отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.
Используются упражнения - игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций.
Систематическое использование песен - упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей.
Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.
Основное призвание музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.
В процессе игр дети не только приобретаются специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие - легко или напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами или с солистом окажет действенную помощь.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2-3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне или аккордеоне.
Дети часто обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение. При исполнении песен ребят учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. В свободное время от занятий с детьми целесообразно организовывать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно при вести музыкально-дидактическую игру «Музыкальный магазин». Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки. Например, попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Детям раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету, соответствующие звучанию того или иного колокольчика. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук.
В старшем дошкольном возрасте проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Для развития ритмического чувства используются различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например, можно взять народную прибаутку. Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей.
Формы организации
Цель: повышение качества развития вокально-хоровых навыков у детей младшего и старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения.
1 этап Подготовительный: январь
Изучение литературы соответствующей тематики.
Подготовка материала для учебно-методического пособия
Составление поэтапного плана работы для реализации проекта.
Входящая диагностика для выявления вокальных способностей детей.
2 этап Основной: январь-май
Индивидуальные занятия для развития вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Выступление вокальных ансамблей и сольных номеров на утренниках, концертах и конкурсах.
3 этап Заключительный: май
1. Промежуточная диагностика для определения динамики вокальных способностей детей
2. Вывод о проделанной работе.
3. Заключение.