Кирилина Анна
Проект «Развитие творческих способностей детей через инновационную деятельность «Волшебные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению
развития воспитанников № 20 «Гармония»
(МБДОУ ДСОВ № 20 «Гармония»)
Проект
Развитие творческих способностей детей через инновационную деятельность
«Волшебные ладошки»
Руководитель:
А. С. Кирилина,
воспитатель
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей детей через инновационную деятельность „Волшебные ладошки“» размещена в разделах
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В. А. Сухомлинский)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Свою работу строила на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, использовала пособие Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», журналы «Дошкольное воспитание» и «Дошкольная педагогика». Составила перспективный план, создала предметно-развивающую среду, которая более эффективно помогает организовать совместную и самостоятельную деятельность детей.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, картона, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизной и отличительной особенностью проекта “Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” на основе инноваций, является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель проекта.
Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные методы и техники.
Задачи проекта.
1. Обучить детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материалов.
2. Развить воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развить художественно-творческие способности и творчество детей.
3. Изготовить с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера группы детского сада.
4. Воспитать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
5. Приобщить всех участников образовательного процесса к развитию творческой личности подрастающего поколения
Направления работы.
1. Развитие творческих способностей
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Познавательное развитие
Формы работы: ООД, свободная совместная деятельность.
Содержание работы.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов на основе инновационной деятельности, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы, сюрпризных моментов, методов арт - терапии делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Принципы построения педагогического процесса.
1. Предварительная работа
2. От простого к сложному.
3. Системность работ.
4. Принцип тематических циклов.
5. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы проекта.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство с методами и техниками художественного творчества.
2 этап - обучение приемам.
3 этап –диагностика успешности проекта.
Учебно-тематический план работы с детьми
№ п/п План Методы Месяц
1 Предварительная работа
Песочная терапия : Знакомство со свойствами материала Сентябрь
2 Просмотр презентации простейшего рисования песком, кляксография.
3 ООД:
Осенний листопад Рисование осенних листочков песком
4 Предварительная работа
Сказкотерапия : Чтение сказки «Боровик, лисички и опята»
Октябрь
5 ООД:
Грибная полянка Изготовление грибочков из грецкого ореха, пласилинография
6 Предварительная работа
Сказкотерапия: Чтение сказки про маму Ноябрь
7 ООД:
«Букет для мамы» Конструирование из бумаги (техника оригами)
8 Предварительная работа
Просмотр новогодних мультфильмов Декабрь
9 ООД:
«Новогоднее украшение» Мандалотерапия (поделка из новогодних украшений, дождь, мишура и т. д.)
10 Предварительная работа
Сказкотерапия: Чтение сказки «Паучки и рождественская ёлка» Январь
11 ООД:
«Рождественская ёлка» Ниткография
Техника декупаж
12 Предварительная работа
Знакомство со свойством солёного теста.
Просмотр иллюстраций поделок с солёного теста Февраль
13 ООД:
«Военная техника» Поделка из солёного теста и крупп
14 Предварительная работа
Сказкотерапия: «Сказка про весну» Март
15 ООД:
«Весенняя капель» Рисование (техника эбру)
Рисование большими бусинами
16 Предварительная работа
Знакомство со свойствами паралона, ватных палочек, шерстяной нитью Апрель
17 ООД:
«Планета» Мандалотерапия: аппликация шерстяной нитью
18 Предварительная работа
Просмотр презентации о Великой отечественной войне.
Сказкотерапия: «Блокадная сказка» Май
19 ООД:
«Салют победы»
Мозайка из различных видов крупы (коллективная работа)
План работы с педагогами
№ п/п Месяц Метод, техника
1 Сентябрь Семинар практикум «Арт - терапия»
2 Сентябрь Мастер – класс «Мандалотерапия»
3 Октябрь Консультация «Современные техники художественного творчества»
4 Ноябрь Мастер – класс «Кляксография, ниткография»
5 Декабрь Семинар – практикум + мастер – класс «Пластилинография»
6 Февраль Консультация «Нетрадиционные техники рисования»
7 Март Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования»
8 Апрель Мастер – класс «Сказкотерапия»
9 Май Представление проекта «Современное художественное Творчество в ДОУ»
Работа с родителями
№ п/п Месяц Форма работы
1 Октябрь Творческий вечер «Путешествие в мир искусства». Цель: знакомство родителей с инновациями в художественном творчестве
2 Декабрь Мастер – класс «Песочная терапия». Цель: выражение чувств, эмоций, творческий потенциал
3 Февраль Консультация «Художественное творчество, его составляющие»
4 Март Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования». Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей.
5 Май Выставка «Золотые руки». Цель: оценка освоения родителями методов и техник художественного творчества
Список литературы
1. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т. С. - М. : Пед. Общество России, 2012. - 147с.
2. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л. Д. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2010. - 46 с.
3. Виленчик С. И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. - № 3. - 2015. - с. 41-43.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 276с.
5. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2010. - 98 с.
6. Гмошинская М. В. Работа младенцев красками - начало творческой деятельности // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2009. - С. 30-33.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2014. - 193с.
8. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - № 4. - 2011. - 21-29; № 5. - 2011. - 3-13.
9. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. / Автор-сост. Гуреева И. В. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2012.
10. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. - М., 2009.
11. Казакова Р. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М., 2010.
12. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. : Сфера, 2010.
13. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Дошк. педагогика и психология", "Педагогика и методика дошк. образования". - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 255с.
• 14. Карпенко, Л. А. Словарь: психология. - М., 2013.
• 15. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : ВЛАДОС, 2011.
• 16. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 2008.
• 17. Комарова Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. - 2012. №6. - С. 30-36.
• 18. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. "Красота. Радость. Творчество" : Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 128 с.
• 19. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет. - М., 2009.
• 20. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. - Киев, 2010.
• 21. Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 2013. - 184 с.
• 22. Лыкова И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. - М., 2010.
• 23. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. - М., 2011.
• 24. Петровский, А. В. Психология словарь, 2-е изд. - М., 1990.
• 25. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. - М., 2011. - 187с.
• 26. Потапова Е. В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2010. №1. - С. 20-25.
• 27. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 128с.
• 28. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2010. - 202 с.
• 29. Соломенникова О. А. Ознакомление детей с народным ДПИ / Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. - С. 11-19.
• 30. Соломенникова О. А. "Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством". 2-е издание исп. и доп. - М: Мозаика - Синтез. 2015.
• 31. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - М., 2010.
• 32. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М., 2010.