Жукова Ирина
Проект «Развитие связной речи детей первой младшей группы посредством театрализовано-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №6»
Проект «Развитие связной речи детей первой младшей группы через театрализовано - игровую деятельность»
Авторы: Жукова Ирина Юрьевна, Денисова Наталья Викторовна.
Актуальность проекта :
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» март 2022
В процессе театрализованной деятельности младшие дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия. В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие, речевого, литературного и художественного развития.
Цель: Развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1) способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей; побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;
2) формировать умение использовать различные способы получения информации; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; развивать творческое воображение, мышление; способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми; вызвать интерес детей к художественной литературе.
3) воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя; развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.
Участники проекта :
1. Дети первой младшей группы (2,5-3 года)
2. Родители.
3. Педагоги.
Тип проекта – творческий
Срок реализации - март 2022 г.
Этапы проекта :
подготовительный этап
основной этап
заключительный этап.
Конечный результат на ребенка: умеет согласовывать действия с другими детьми - героями сказки, строит ролевой диалог, знает и говорит слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Привлечены родители для реализации проекта.
Основные принципы работы:
наглядность
от простого к сложному
доступность
поощрение.
Предварительная работа: Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и русских народных сказок, их драматизации, рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания сказок, прослушивание русских народных на аудиозаписях.
План реализации проекта :
Подготовительный этап:
- организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;
- подготовка атрибутов;
- консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность»
- создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
- техническое содержание (ноутбук с колонками, аудиозапись музыки волшебства, сказочных персонажей, детские произведения)
Основной этап:
Чтение сказок, художественных произведений
Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Назови одним словом» и др.
Для более успешной работы подобрали соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместили книги-раскладушки, книжки-малышки. Также поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.
Немаловажное значение для развития связной речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, улучшают двигательную координацию, помогают преодолевать скованность, повышают общий уровень мышления ребенка.
Эту работу мы начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать непослушные пальчики.
Не у всех детей движения пальцев получались сразу и правильно, но игровой подход, веселые слова помогали им освоить игру, трудности постепенно отходили, дети были довольны своими победами.
Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка –левая», «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка», «Семья», которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Паучки», «Солдатики», «Апельсин» и т. д.
Любимые детьми сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», я показывала в разных вариантах театра : настольный – плоскостной и объемный, пальчиковый, би-ба-бо. После неоднократного показа, бесед я предложила детям совместный показ сказок, на что они откликнулись с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.
При работе с детьми использовались так же следующие методы:
• музыкально-ритмическая разминка;
• дыхательная и речевая гимнастика;
• литературно-художественная практика (связная речь);
• игры, физическая минутка;
Работа с детьми раннего возраста по театрализованной деятельности начинается с большой подготовительной работы по выразительности речи, развития артикуляционного аппарата, вовлечения в игру дошкольников, проведение индивидуальных занятий с застенчивыми и замкнутыми детьми. Для этой части работы были подобраны различные пальчиковые гимнастики, дыхательные и речевые упражнения, с помощью которых у детей формируется правильная, четкая артикуляция и произношение, музыкально-ритмические разминки, музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность.
Дальше работа строится по вовлечению детей в игровую ситуацию с элементами театрализации, для этого поддерживается любое стремление детей сопровождать речью свои действия, включаться в общение всеми средствами, как вербальными, так и не вербальными (мимика, жесты, движения, позы). Были подобраны художественные произведения, подвижные игры, в которых дети изображали то, что повествуется в тексте, упор акцентирован на пластику и ритмику движений.
По мере того, как дети овладевают содержанием произведений, их активность в играх возрастает. Постепенно театрализованная игра переходит в самостоятельную деятельность, для этого детям предлагается театр для игры, предоставляются все атрибуты, игрушки, книжки со сказками.
Работа с родителями включала в себя создание папки раскладушки «Мы играем и речь развиваем»; изготовление поделок совместно с детьми и родителями на тему «Сказка про репку», изготовление костюмов и атрибутов для сказок; консультация на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность», библиотечка для родителей.
Заключительный этап.
- показ театрализованного представления «Репка» с участием детей
- подведение итогов
Оценка эффективности проекта :
- умеет согласовывать действия с другими детьми - героями сказки, строит ролевой диалог, знает и говорит слова сказки в соответствии с выбранной ролью;
- повысился интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности;
-обогатился игровой опыт детей;
-повысилась активность родителей воспитанников, проявляющаяся в участии в жизни детей в группе (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей.
Приложение.