Оксана Реутова
Проект «Развитие речи воспитанников младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Играем пальчиками развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №4»
Индивидуальный
воспитателя Реутовой Оксаны Петровны
Тема: «Развитие речи воспитанников младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Играем пальчиками - развиваем речь»
Куртамыш
Аннотация:
Публикация «Проект „Развитие речи воспитанников младшего дошкольного возраста в игровой деятельности, Играем пальчиками развиваем речь“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Данный проект рассчитан для воспитанников младшего дошкольного возраста. Он способствует формированию хорошего развития мелкой моторики рук, которая также оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Метод проекта наиболее приемлем, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта : педагогов, родителей, воспитанников.
Содержание
1. Аннотация…. 3
2. Актуальность проекта…4
3. Паспорт проекта….5
4. Цель, задачи проекта, ожидаемые результаты. ….7
5. План – график реализации проекта. …. 8
• Теоретический (сентябрь)
• Практический (октябрь - апрель)
a) Работа с воспитанниками …9
b) Диагностика развития мелкой моторики рук…11
c) Диагностика уровня речевого развития…. 13
• Заключительный (май)
6. Работа с родителями (законными представителями….15
7. Работа с педагогами …. 15
8. Результативность по проекту…. 16
9. Список литературы…18
10. Приложения
Паспорт проекта
Наименование проекта «Формирование речи воспитанников младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Играем пальчиками - развиваем речь»
Основные разработчики проекта Реутова О. П.
Цель и задачи проекта Цель : Развитие речи воспитанников, через развитие мелкой моторики кистей рук посредством пальчиковых игр. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у младших дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, изучить педагогический опыт по теме исследования.
2. Повысить собственный уровень знаний, профессионального мастерства и компетентности.
3. Выявить проблемы развития речи дошкольников; познакомить детей с сюжетными пальчиковыми упражнениями, которые развивают внимание, память
4. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
5. Улучшить общую двигательную активность.
6. Содействовать нормализации речевой функции.
7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность по развитию мелкой моторики младших дошкольников.
Сроки и этапы реализации проекта, основные мероприятия Реализация проекта на один год с пролонгацией и включает в себя три этапа:
1. Теоретический (сентябрь).
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор и изучение литературы, пособий, атрибутов, наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно – образовательный процесс.
2. Практический (октябрь – апрель).
1. Проведение пальчиковой гимнастики в ходе НОД и в ходе режимных моментов.
2. Проведение совместной деятельности детей и родителей по реализации проекта.
3. Проведение работы с педагогами по повышению компетенции в вопросе использования пальчиковых игр и дидактических материалов в ходе НОД
3. Заключительный (май).
Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Исполнители проекта Воспитатели
Воспитанники младшего дошкольного возраста
Родители воспитанников
Ожидаемые результаты реализации проекта 1. Развитие мелкой моторики кистей рук у дошкольников.
2. Сформировать речевые навыки у воспитанников, улучшить качества речи, развить игровые, познавательные, сенсорные способности.
3. Развитие координации движений, умения управлять своими движениями.
4. Повышение компетентности родителей по данному разделу.
5. Повышение авторитета педагогов группы в социуме.
Актуальность темы.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием речи от года до пяти лет. Особое развивающее воздействие физиологи подтверждают связь развитие мозга с развитием мелкой моторики рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но с губ, снимает умственную усталость. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что тренирование тонких движений пальцев является как стимулирующим фактором так и тонизирующим для коры головного мозга в целом: психических процессов и речи.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Период работы над темой 2019 – 2020 учебный год.
Возраст воспитанников 2-3 года.
Цель.
Развитие речи воспитанников, через развитие мелкой моторики кистей рук посредством пальчиковых игр. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников.
Задачи.
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, изучить педагогический опыт по теме исследования.
2. Повысить собственный уровень знаний, профессионального мастерства и компетентности.
3. Выявить проблемы развития речи дошкольников; познакомить детей с сюжетными пальчиковыми упражнениями, которые развивают внимание, память.
4. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
5. Улучшить общую двигательную активность.
6. Содействовать нормализации речевой функции.
7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность по развитию мелкой моторики младших дошкольников.
Формы работы с воспитанниками :
1. Совместная работа с воспитанниками;
2. Индивидуальная работа;
3. Свободная самостоятельная деятельность самих воспитанников.
Методы и приемы работы:
1. Массаж кистей рук.
2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Ожидаемый результат.
1. Развитие мелкой моторики кистей рук у дошкольников.
2. Сформировать речевые навыки у воспитанников, улучшить качества речи, развить игровые, познавательные, сенсорные способности.
3. Развитие координации движений, умения управлять своими движениями.
4. Повышение компетентности родителей по данному разделу.
5. Повышение авторитета педагогов группы в социуме.
Таким образом, по итогам проекта воспитанники при переходе в следующую возрастную категорию (средний дошкольный возраст) будут приближены по своему речевому развитию к нормативным возрастным показателям. В целом, это даст воспитанникам возможность более успешно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения, так как их речевое развитие повысится, и будет соответствовать программе дошкольного образования.
План – график реализации проекта
I. Теоретический этап.
• Изучение учебно-методической литературы
II. Практический этап.
• Создание картотеки пальчиковых игр.
• Заучивание пальчиковых игр.
• Создание картотеки дидактических игр
• Дидактические игры.
• Консультации для родителей.
• Создание картотеки игр с массажными мячиками.
• Подборка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
• Создание разнообразного «Пальчикового театра».
III. Заключительный этап.
• Диагностика уровня развития мелкой моторики и речевого развития у воспитанников.
• Анализ работы по теме самообразования.
Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Гипотеза: можно предположить, что привлечение воспитанников, а так же их родителей к регулярному использованию пальчиковых игр в детском саду и дома будет способствовать не только более успешному развитию мелкой моторики детей 2-3 лет, но и улучшит речь ребенка.
Перспективный план работы с воспитанниками.
№ Сроки проведения Содержание работы Отметка о выполнении
1 Сентябрь Изучение литературы
1. Анищенко Е. С. "Пальчиковая гимнастика для развития речи",
2. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : Пособие
для родителей и педагогов. — М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
3. Цвынтарный В. " Играем пальчиками и развиваем речь". Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры.
2 Октябрь
1. Использование пальчиковых игр и гимнастики в НОД.
2. Заучивание пальчиковых игр :
«Осень», «Ёж», «Дятел», «Овощи».
3. Дидактические игры: «Прищепки», «Сортеры».
4. Мозаика (напольная)
3 Ноябрь
1. Использование пальчиковых игр и гимнастики в НОД.
2. Заучивание пальчиковых игр :
«Капуста», «Зайка», «Фрукты», «Апельсин»
3. Дидактические игры: «Бусы»,
«Чудесный мешочек».
4. Конструкторы
4 Декабрь 1. Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку»
2. Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)
3. Использование пальчиковых игр и гимнастики в НОД.
4. Шнуровка.
5 Январь 1. Использование пальчиковых игр и гимнастики в НОД.
2. Заучивание пальчиковых игр :
«Ёлка», «Снежок», «Замок», «Зима».
3. Дидактические игры: «Прищепки», «Сенсорные дорожки».
6 Февраль 1. Заучивание игр с массажными мячиками:
«Ёжик», «Орех», «Горка», «Месим тесто».
2. Дидактические игры:
«Найди вторую половинку» - разрезные картинки
3. Использование пальчиковых игр и гимнастики в НОД.
4. Мозаика (напольная)
7 Март 1. Заучивание пальчиковых игр :
«Весна», «Кап, кап, кап», «Уточка», «Перчатка».
2. Дидактические игры: «Прищепки», «Сенсорные дорожки».
3. Использование пальчиковых игр и гимнастики в НОД.
4. Конструкторы
8 Апрель 1. Заучивание игр с массажными мячиками:
«Шарик», «Иголки», «Ласковый Ёжик»
2. Д/и «Веселые упражнения с карандашами»
3. Использование пальчиковых игр и гимнастики в НОД.
4. Шнуровка.
9 Май 1. Заучивание пальчиковых игр :
«Голуби летели», «У дорожки дуб растёт»,«Пчела», «Человек».
2. Дидактические игры:
«Найди вторую половинку» - разрезные картинки
3. Мозаика (напольная)
4. Диагностика уровня развития мелкой моторики
Диагностика развития мелкой моторики рук.
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
№ ФИ воспитанника Задание №1 Задание №2 Задание №3
Диагностики уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Задание № 1 Выполнение по зрительному образцу: · соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY" · пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик" · 2 и 3 пальцы - "коза-дереза" То же левой рукой.
Задание № 2 Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: · с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу" · открыть глаза - повтор движений.
Задание № 3 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: · Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Оценка результата воспитателем.
(н) – ребенок не справился с заданием.
(с) - ребенок справился с помощью взрослого.
(в) – ребенок справился с заданием.
Начало года
Конец года
Диагностика уровня речевого развития
№ ФИ воспитанника Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5
Диагностики уровня речевого развития у детей младшего дошкольного возраста.
Задание № 1. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобства, действия сверстника
Задание № 2. Сопровождает речью игровые и бытовые действия;
Задание № 3. Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
Задание № 4. Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы;
Задание № 5. Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога.
Оценка результата воспитателем.
(н) – ребенок не справился с заданием.
(с) - ребенок справился с помощью взрослого.
(в) – ребенок справился с заданием.
Начало года
Конец года
Работа с родителями (законными представителями)
№ Сроки проведения Содержание работы Отметка о выполнении
1 Сентябрь Консультация "Развитие речи детей 2-3 лет"
2 Октябрь Консультация для родителей "Играем в пальчиковые игры дома"
3 Ноябрь Консультация "Волшебные пуговицы"
4 Декабрь Оформление папки-передвижки «Нужно с пальцами дружить если хочешь умным быть». Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»
5 Январь Консультация «Крупная польза мелкой моторики»
6 Февраль Создание разнообразного «Пальчикового театра». Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»
7 Март Консультация для родителей «С крупой играем – речь развиваем»
8 Апрель Папка передвижка для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»
9 Май Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
Работа с педагогами
№ Сроки проведения Содержание работы Отметка о выполнении
1 октябрь - ноябрь Создание картотеки пальчиковых игр
2 декабрь - февраль Создание картотеки дидактических игр
3 март - апрель Создание картотеки игр с массажными мячиками.
4 Май Презентация для коллег "Пальчиковые игры - основа развития речи"
Результативность проекта.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. В период с августа по октябрь было проведено анкетирование родителей.
По результатам анкетирования родителей выявлено: 15 человек знают, что такое мелкая моторика ребенка, в каком возрасте нужно ее развивать : - используют различные игры для развития мелкой моторики у детей, например: «бусы», «пластилин», «мозаика», «рисование пальчиками», «шнуровки»; - используют нетрадиционный материал в работе – крупа, пуговицы, нитки. Большая часть родителей берет информацию о видах развития мелкой моторики в Интернете. Результаты анкетирования показали, о существовании пробелов в знаниях родителей о роли развития мелкой моторики у детей 2-3 лет.
В начале года была проведена Психолого-педагогическая диагностика детей с использованием методики Н. Озерецкого на выявление уровня развития мелкой моторики у детей 2-3 лет и диагностика речевого развития детей 2-3 лет. Были представлены следующие задания для выявления уровня развития мелкой моторики у детей 2-3 лет:
1. выполнение по зрительному образцу;
2. выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора;
3. перенос позы с выключением зрительного анализатора.
По результатам этой диагностики было выявлено:
Не справились с заданиями – 12 в. (75%). Справились с помощью взрослого – 4 в. (25%). Справились с заданием самостоятельно – 0%. Если в начале года результаты диагностики были на низком уровне, то в конце года диагностика показала высокие результаты. Не справились с заданиями – 3 в. (19%) Справились с помощью взрослого – 10 в. (62%). Справились с заданием самостоятельно – 3 в. (19 %)
Были представлены следующие задания для выявления уровня речевого развития у детей 2-3 лет :
1. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобства, действия сверстника
2. Сопровождает речью игровые и бытовые действия;
3. Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
4. Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы;
5. Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога.
По результатам этой диагностики было выявлено:
Не справились с заданиями – 10 в. (62%). Справились с помощью взрослого – 6 в. (38%). Справились с заданием самостоятельно – 0%. Если в начале года результаты диагностики были на низком уровне, то в конце года диагностика показала увеличение уровня речевого развития. Не справились с заданиями – 2 в. (12%). Справились с помощью взрослого – 10 в. (62%). Справились с заданием самостоятельно – 3 в. (26 %)
Полученные результаты диагностики свидетельствуют о положительном влиянии проекта на развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Родители принимали активное участие в реализации проекта, увлеченно организовывали с детьми пальчиковые игры, участвовали в совместных мероприятиях, проводимых в рамках проекта, что позволило добиться положительных результатов. Анализируя ответы родителей, сделан вывод, что родители знают, что такое мелкая моторика, в каком возрасте нужно начинать ее развивать, какие нетрадиционные материалы использовать, проявили активное участие в выставке изготовления своими руками игр для развития мелкой моторики детей. В процессе взаимодействия с родителями удалось достичь хороших результатов. В решении проблемы развития мелкой моторики у детей 2-3 лет они стали единомышленниками педагогов группы. Уровень развития мелкой моторики кистей рук у детей 2- 3 лет стал выше. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики.
Таким образом, целенаправленная, систематическая, с использованием таких методов как, консультации, памятки, тематические родительские собрания, папки-передвижки, беседы, презентации, позволила добиться положительных результатов в развитии речи, памяти, общения, мелкой моторики у детей. Родители приобрели знания и опыт в области развития мелкой моторики у детей 2-3 лет, познакомились с правилами проведения пальчиковой гимнастики, сами приняли участие в изготовлении дидактических пособий для развития мелкой моторики рук у детей, в создании условий для развития мелкой моторики дома.
Заключение. Проект реализован полностью, в срок. Привлечение родителей к регулярному проведению пальчиковых игр способствовало более успешному развитию мелкой моторики детей 2-3 лет. Проект отвечает современным требованиям к организации образовательного процесса в ДОУ, актуален, содержит в себе значительный потенциал развития ребенка, опирается на основной вид деятельности дошкольника - игру.
Список литературы
1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2005. - 176с.
2. Авдеева, Н. Н., Мещерякова, С. Ю. Вы и младенец / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. - М. : Просвещение, 2001. - 213с.
3. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М. : Медецина 2007. - 304с.
4. Анищенко Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М. :Мозаика Синтез, 2006 – 90 с.
5. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М. ,1973.
6. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999.
7. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007.
8. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010.
9. Цвынтарный В. В. Играем и развиваем речь. – СПб. : Издательство Лань, 2000 –32 с.
10. https://www.maaam.ru/maps/news/8975.html
11. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/palchikovye-igry-20
12. https://festival.1september.ru/