Елена Сень
Проект «Развитие речи детей средствами экологии. Лекарственные растения Оренбургского края». Возраст детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Развитие речи детей средствами экологии. Лекарственные растения Оренбургского края. Возраст детей : 6-7 лет
Пояснительная записка
«Человек, конечно, хозяин природы, но не в
смысле её эксплуататора, а как её понимающий
и несущий нравственную ответственность за
сохранение и совершенствование в ней всего
живого и прекрасного».
А. Арсеньев
Публикация «Проект „Развитие речи детей средствами экологии, Лекарственные растения Оренбургского края“, Возраст детей 6–7 лет» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Оренбургская область
- Подготовительная группа
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Окружающий мир даёт обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий, развития их словаря, образность речи, её выразительности. Это является одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка. От этого зависит его общее психическое и будущая успешность в школе.
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшения состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате не высокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Повышения их экологической грамотности и культуры.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать за долго до того, как человек становиться взрослым.
Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний.
Логика природы доступна ребёнку. Ему легче обнаружить связи и отношения в мире природы, чем в других областях действительности. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова. Во время прогулок можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Малыш должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. В общении с родной природой воспитывается любовь к родине, желание трудиться.
Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только за тем – объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна.
Развитие речи : Совершенствуется грамматический строй речи за счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно и с разной интонацией декламировать стихи, театрализованные тексты экологического содержания; могут пересказать небольшой, а также составить небольшой описательный рассказ; совместно со взрослым могут сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в детском саду. Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы, как в детском саду, во время основной образовательной деятельности, так и во время дополнительной образовательной деятельности, с помощью кружков, по формированию у детей системы знаний, направленных на познание законов Природы и общества. При формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности природоохранительной деятельности. Одним из направлений деятельности является изучение лекарственных растений Оренбургского края.
Цель: формировать умения узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Задачи:
- Развитие речи дошкольников (обогащение речи детей прилагательными, эпитетами, сравнениями);
- Формирование умения правильно употреблять в речи слова; количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- Воспитание у детей чуткости к смысловым оттенкам слова, формировать умения детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.
- Знакомить с различиями живого и не живого; флорой и фауной родного края.
- Познакомить с лекарственными растениями Оренбургского края.
- Дать представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы.
- Формировать готовность к активной природоохранительной деятельности, т. е. обеспечение более широкой и разнообразной чем это возможно в рамках основной программы, практической деятельности детей по изучению и охране окружающей среды.
- Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм.
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
- Воспитывать у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней, формирование представления о человеке как части природы.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
- Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Словарная работа: настой, отвар, лекарственные растения.
Предварительная работа: беседа о лекарственных травах, знание лекарственных трав, собирание лекарственных трав.
Реализация проекта
Встреча с Красной Шапочкой.
Дети сидят на стульчиках. На ковролине прилеплены картинки с изображением лекарственных трав Оренбургского края. На столах лежат сухие веточки, пучки, коробочки, мешочки и пакетики с лекарственными травами. Раздаётся стук. Входит Красная Шапочка с корзиной.
Красная Шапочка: Здравствуйте ребята! Я гуляла по полям, лугам. Собрала много лекарственных растений, но как они называются не знаю. Помогите мне.
На лугу растут : ромашка,
Лютик едкий, клевер кашка.
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как ёлка.
А ещё? Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки.
И ещё много разных травок.
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых, разноцветных и душистых.
Назовите Красной Шапочке растения, которые она собирала. Скажите, почему они называются лекарственными?
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Красной Шапочке наши картинки, мне кажется, что на них изображены знакомые нам лекарственные растения, и мы вместе с вами попробуем сочинить рассказ по сюжетной картинке.
Игра «Узнай и назови»
Педагог берёт из корзины растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг). И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах нашего Оренбургского края вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собираю летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и вначале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей).
Рассказ воспитателя.
Вы много знаете о лекарственных растениях. А я добавлю, при каких заболеваниях используется то или иное растение, и в каком виде они помогают. Например: отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из мяты, зверобоя и душицы заваривают успокоительный чай. Корни лопуха заваривают, а потом моют голову при выпадении волос. Для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника, рекомендуется пить чай из плодов шиповника весной, когда не хватает витаминов. Лекарственные растения собирать необходимо только со взрослыми. А так же бережно относиться к лекарственным растениям : когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не сбивать цветы. Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки с мылом.
Подведение итогов
Красная Шапочка: Спасибо, ребята, за помощь, я очень много сегодня узнала у вас о лекарственных травах. Что делать со своими лекарственными травами, я теперь знаю. Я их правильно засушу, и буду хранить в хорошо проветренном помещении, оберегая от прямых солнечных лучей.
Воспитатель предлагает детям выпить напиток «Здоровье» и постараться определить, какие травы использованы.