Cвета Безделова
Проект «Развитие речи через театрализованную деятельность с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развитие речи через театрализованную деятельность
с детьми дошкольного возраста»
Тип проекта : Групповой, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Вид проекта : познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта : с 2016 по 2020 учебный год.
Публикация «Проект „Развитие речи через театрализованную деятельность с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, логопед, психолог.
Актуальность
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку,
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца,
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца…»
(Валентин Берестов)
В наше время дети не страдают от недостатка информации. И основным носителями являются для дошкольников детский сад и семья. В детском саду ребё нок находится в состоянии постоянных открытий в самых разных областях: изобразительное искусство, музыка и многое другое.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и физической сфере. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи, укрепления здоровья воспитанников, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности, как сильного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей. Учитывая актуальность проблемы, я поставила свою цель: сделать жизнь
воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Проблема проекта.
1. Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди детей — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
2. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.
4. Недостаточное внимание родители уделяют своим детям.
Ожидаемый результат:
- Пробуждение интереса детей к театральной деятельности
- Дети должны освоить некоторые виды театральной деятельности
(конусный театр, кукольный театр, настольный театр, театр с переодеванием и масок) в соответствии с их возрастом.
-Сформировать умение передавать характер персонажа и интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами
- создание предметно-развивающая среда по теме проекта;
- повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;
- родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
- всю театральную деятельность донести до родителей через анкеты, консультации и беседы
- ребёнок с ОВЗ будет активно участвует в инсценировках.
Новизна
Данный проект направлен на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Также своеобразие и новизна проекта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:
- постоянная обратная связь,
- диалогизация образовательного процесса,
- оптимизация развития (активная стимуляция)
- эмоциональный подъем,
- добровольное участие (свобода выбора,
- погружение в проблему,
- свободное пространство, гармонизация развития.
Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитанники нашего учреждения очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей. Использование современных информационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.
Цели проекта :
Развитие речи,артистические способности и психологическое раскрепощение детей через театрализованную деятельность. Развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
2. Ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т. д.
Развивающие :
1. Развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
2. Развивать артистические навыки детей.
3. Развивать познавательные способности детей.
4. Развивать сценическое творчество детей и взрослых, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную интонацию, выражение лица; подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета.
5. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
6. Развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе.
Воспитательные:
1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству.
2. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность.
3. Побуждать в детях способности представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать героям.
Задачи реализации проекта в совместной работе с родителями:
1. Заинтересовать родителей в создании семейного театра.
2. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
3. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
4. Развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также в деятельности, направленной на творческое решение по подготовке спектаклей.
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
Содержание проекта
Реализация проекта
Подготовительный этап.
Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… ” (Б. М. Теплов)
1. Согласно ФГОС данный этап охватывает пять областей развития, также для детей с ОВЗ нужно создать комфортную среду. Подготовительный этап длится на протяжении длительного времени : до и после постановки. Также включает всю работу по развитию речи в театрализованной деятельности :
- Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
- Игры – драматизации.
- Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.
- Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
- Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
- Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
- Подвижные речевые игры с персонажами сказок
- Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).
- Интеграция с социально-коммуникативной областью развития : экскурсии в Дом культуры, беседы, игры, просмотр выездных театров.
- Интеграция с художественно-эстетической областью развития : рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д.) Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.
- Интеграция с познавательной областью развития :знакомство с театрализованным искусством через беседы, конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «ЛЕГО» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние ( например: волшебный мешочек).
- Интеграция с речевой областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен, заучивание песен, стихотворений и инсценировка сказок.
- Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.
2. Для родителей был проведён опрос «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»
Срок реализации: октябрь
Ответственные: Воспитатели
Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».
3. Диагностика детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».
Срок реализации: октябрь - май
Ответственные: Воспитатели
Результат: Определение целей и задач.
4. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Срок реализации: в течении года
Ответственные: Воспитатели
Результат: Смотр-конкурс театральных уголков (январь 2019 г.)
Основной этап
1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами : настольный, пальчиковый, кукольный).
Срок реализации: в течении года
Ответственные: Воспитатели, родители.
Результат: Схемы, эскизы.
2) Просмотры музыкальных кукольных спектаклей (1 раз в квартал).
Срок реализации: в течении года
Ответственные: Воспитатели, старший педагог.
Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.
4) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.
5) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.
Срок реализации: в течении года
Ответственные: Воспитатели.
Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.
6) Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.
Срок реализации: в течении года
Ответственные: Воспитатели.
Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, оборудование)
7) Репетиции спектаклей с детьми и с детьми с ОВЗ для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги.
Срок реализации: октябрь,ноябрь, январь, март, май.
Ответственные: Воспитатели, музыкальный руководитель.
Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.
8) Проведение экскурсии в Узей-Туклинский сельский Дом культуры с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе.
Срок реализации: октябрь, май.
Ответственные: Воспитатели, родители.
Результат: Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности и эксперимента.
Заключительный этап
1) Театрализованный показ сказки «Красная Шапочка на новый лад».
Срок реализации: январь.
Ответственные: Воспитатели.
Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.
3) Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.
Срок реализации: в течении года.
Ответственные: Воспитатели, родители.
Результат: Приобретение ширмы, народных костюмов, разнообразных видов театров и масок.
Полученные результаты:
Дети:
•Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
•Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
•Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
•Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила–чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
•Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
•Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
•Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры : знает театральные профессии, правила поведения в театре.
•Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).
Воспитатели:
• организация педагогического поиска посредством реализации цели и задач проекта;
• повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
• внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
• самообразование и самореализация воспитателей;
•Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр;
•Установлен тесный контакт с родителями.
Родители:
• получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
• формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
• развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
• возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада
• обогатили театрализованный уголок и уголок ряжения.
Список литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, с.
2. Источник: маам. ру, нспортал.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр. М. : Просвещение, с.
4. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной детальности. М. : Сфера, с. 7