Ирина Забелина
Формирование познавательных процессов, способов умственной деятельности у дошкольников через развитие детской инициативности
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержки своей инициативы в разных видах деятельности.
Публикация «Формирование познавательных процессов, способов умственной деятельности у дошкольников через развитие детской инициативности» размещена в разделах
Внедрение игровой технологии Воскобовича в образовательный процесс я рассматриваю, как развивающий стимул для обновления в соответствии с требованиями ФГОС ДО содержания основной образовательной программы.
Прослушав семинар «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Вячеслава Воскобовича, меня заинтересовали развивающие игры, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей, мышления, творчества детей. С начала учебного года в нашей группе мы стали использовать в работе развивающие игры Воскобовича. Так как мы только первый год используем новую технологию, то мы сейчас на первом этапе. Мы используем игры: «Квадрат Воскобовича (двухцветный, «Фонарики», «Лепестки», «Логоформочки 3», «Игровизоры», «Коврограф «Ларчик».
Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними. Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач. Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Изучив имеющий материал по развивающим играм, я поставила перед собой цель: "Использовать развивающие игры Воскобовича В. В., для познавательного и интеллектуального развития детей". Чтобы реализовать свою цель я определила следующие задачи:
1. Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей, желание узнавать новое;
2. Развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
3. Повышать умственную активность : мышление, память, внимание, воображение;
4. Развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы;
5. Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов; 6. Формировать базисные представления об окружающем мире, математических умений;
7. Построить педагогический процесс, способствующий интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
Используя игры Воскобовича В. В., возникла необходимость оформить "Интеллектуально-игровой центр", где мы разместили все пособия и игры, которые хорошо вписались в нашу развивающую среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные на непрерывной образовательной деятельности, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Предметно-развивающая среда, продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов дошкольников.
Фиолетовый лес представляет собой сказочную поляну, на которой есть своя область и свой герой. А также здесь дети знакомятся с временами года и их последовательностью, закрепляют представления о частях суток, учатся замечать и объяснять происходящие в природе сезонные и суточные изменения. Формируют представления о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие – в озерах, третьи на - лугу). Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи: совершенствовать умение выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку, выделять части группы, находить «лишние» элементы, выделять в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме. Развивать умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; раскладывать по 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними. Формировать представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, цилиндре, конусе, призме, пирамиде. Развивать умение устанавливать пространственно- временные отношения (впереди – сзади - между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т. д.); совершенствовать умение двигаться в нужном направлении, определять положение того или иного предмета на плоскости. Развивающие игры, такие как «Двусторонний квадрат» развивают умения складывать предметные формы по схемам и собственному замыслу или описанию взрослого, придумывают новые приемы конструирования хорошо знакомых фигур, давать им названия. В нашей группе Коврограф, Фиолетовый лес и развивающие игры Воскобовича часто используются как часть занятия.
В своей работе старалась использовать различные формы организации детского коллектива - совместную игровую деятельность детей и педагога, самостоятельную игру детей, использовала развивающие игры В. В. Воскобовича в организованной образовательной деятельности в познавательном развитии (по математике). Дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация, планирование своих действий, постоянное усложнение игр позволит мне поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе я больше уделяла внимание развитию творчества и самостоятельности. С играми Воскобовича, мне приходилось создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. Для меня очень важно было заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес.
Очень часто мы используем физминутки, с героями, придуманными В. Воскобовичем. Для побуждения ребенка к занятиям по развивающим играм Воскобовича, достаточно организовать один раз объяснение правил и задач. Наилучший результат в развитии и образовании детей даёт использование технологии «Сказочные лабиринты игры» в разделах образовательной программы, направленных на развитие познавательных способностей, математических представлений, экологическое воспитание, ознакомление с предметным миром и конструирование. Дети с удовольствием играют, и мы решили, что будем продолжать использовать эти игры в дальнейшей работе с детьми.
Мой опыт показывает, что развивающие игры В. В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям и взрослым, они эффективно развивают психические процессы, происходит раннее творческое и интеллектуальное развитие детей. Игра - дело серьезное. Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича.