Оксана Лосева
Проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
АВТОР ПРОЕКТА:
Лосева Оксана Николаевна – воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
ВИД ПРОЕКТА: экологический
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: долгосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники группы комбинированной направленности «Фантазеры» для детей 5-6 лет
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ: образовательная деятельность в рамках экспериментальной площадки дошкольного образовательного учреждения «Экологический мир», приоритетного направления «Агроэкология»
Публикация «Проект „Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы и мира людей каждый день, совершая свои маленькие открытия.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности у детей, что позволяет нам сформировать у детей активный интерес к аграрному труду, привить детям уважение к людям сельскохозяйственных профессий.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и инновационных технологий
Актуальность проекта обусловлена недостаточным объёмом знаний у детей в области естественнонаучных представлений, затруднением в установлении взаимосвязи живой и неживой природы. Исследовательский проект, суть которого свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы может стать решением проблемы развития познавательных интересов у дошкольников
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса и практических навыков детей в исследовательской деятельности
Для реализации цели были поставлены следующие задачи.
Дидактические:
• развитие умения прогнозировать, анализировать;
• развитие способности к поисковой деятельности: определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов своих действий; выбор материала и способа действий;
• развитие познавательных интересов;
• развитие у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, мыслительных процессов, любознательности.
Методические:
• Воспитание интереса к познанию окружающего мира, опытнической деятельности;
• Сохранение и укрепление здоровья детей, и их эмоционального благополучия;
• Обеспечение личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком;
• Создание атмосферы успеха, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
После анализа работы дошкольного образовательного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников были выявлены проблемы, которые решались в рамках проекта:
• Какие средства использовать при поисковой деятельности для эффективного развития познавательного интереса дошкольников;
• Какое влияние оказывает исследование детей на развитие познавательных интересов;
• Как поощрять детскую любознательность;
• Как может повлиять участие родителей на результаты работы по экологии.
В рамках проекта проводились исследования:
• использование методов исследования во время образовательной деятельности;
• целевые прогулки как фактор развития познавательных интересов;
• детская проектная деятельность как способ развития исследовательских способностей;
• развитие познавательных интересов через исследования живой и неживой природы.
Проект реализовывался в 3 этапа:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь)
1 Анализ современных программ и инновационных технологий
2 Подбор методической литературы, периодических изданий
3 Разработка программы и перспективного плана кружка
4 Подбор инструментария для уголка исследования
5 Создание картотеки опытов
6 Анкетирование родителей, анализ
7 Создание предметно-развивающей среды в групповой комнате, Центра исследований
8 Оформление уголка экспериментирования
ОСНОВНОЙ (октябрь-апрель)
1 Родительское собрание «Развитие познавательных интересов»
2 Кружковые занятия
3 Целевые прогулки на природу
4 Деятельность на опытном участке
5 Создание детских проектов
6 Работа в теплицах (посадка, уход, сбор урожая)
7 Сбор материала для гербария
8 Открытая образовательная деятельность для ГПО
9 Оформление «Красной книги растений Тамбовской области»
10 Представление практики по агроэкологии на региональном уровне
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (май)
1 Обработка и оформление материалов проекта
2 Анализ результативности проекта
3 Диагностические исследования развития познавательных способностей
4 Презентация «Красной книги растений Тамбовской области»
5 Представление опыта работы на Интерактивных площадках города
После реализации проекта были проведены диагностические исследования (методика по программе Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа).
Были получены следующие результаты:
• Высокий уровень повысился на 26%;
• Средний уровень снизился на 6%;
• Низкий уровень снизился на 32%.
Работа в рамках данного проекта позволила сделать следующие выводы:
• работа в экспериментальных группах способствовала развитии коммуникативных навыков детей;
• в процессе разрешения специально моделируемых ситуаций дети научились определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций;
• дошкольники проводили настоящие исследования, самостоятельные экспериментальные работы, получил навыки её проведения.