Приложение МААМ

Проект «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности«

Ирина Малых
Проект «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности«
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами:.

И охранять природу - значит охранять Родину".

М. М. Пришвин

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Публикация «Проект „Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности„» размещена в разделах

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим существенную любознательность дошкольника.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком дети узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

Поисково-познавательная деятельность с объектами живой и неживой природы развивает наблюдательность, любознательность, сопереживание способствует развитию всесторонне развитой личности.

Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.

Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В уголке природы есть мини- лаборатория, в которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т. д.)

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д.

Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от "простого к сложному" на протяжении запланированного временного промежутка.

Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходят в несколько этапов.

Вид проекта : долгосрочный (8 месяцев).

Тип проекта : познавательно-информационный, практико-ориентированный.

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.

Цель: Формирование активной позиции во время проведения экспериментирования, развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира, воспитание интегративного качества : «Любознательный, активный». Формирование знаний о свойствах и состояниях предметов и явлениях природы.

Задачи программы:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

5) расширение кругозора детей

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем – подготовительном дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства : язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Приобретают опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

. Ожидаемые результаты.

Для детей.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• У детей сформировано представление о взаимосвязи природы и человека.

• Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

• Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей : познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

• У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

• Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Для педагогов.

• Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий

и новых форм работы по детскому экспериментированию.

• Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Продукт проекта : КВН «Мы - экспериментаторы»

Этапы реализации проекта.

I этап: Подготовительный (сентябрь) :

1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

2. Разработка перспективного плана работы с детьми.

3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

5. Анкетирование родителей.

6. Разработка перспективного плана работы с родителями.

7. Оформление консультативного материала для родителей.

II этап: Основной (октябрь-апрель) : Реализация проекта.

III этап: Заключительный:

1. Мастер - класс «Волшебство на кухне.»

2. КВН «Мы - экспериментаторы»

Работа с родителями.

Сентябрь Анкетирование родителей: выявить отношение родителей к

поисково – исследовательской активности детей.

Беседа: «Роль семьи в развитии познавательной активности

ребенка».

Октябрь Беседа: «Опытно –экспериментальная деятельность в жизни

старших дошкольников

Папка – передвижка «Ребенок-маленький исследователь»

Ноябрь Наглядное оформление в уголке для вас родители: «Опыты.»

Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

Декабрь Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического

развития».

Январь Рекомендации на дом: «Экспериментирование и наблюдение во

время прогулок»

Февраль Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных

пап и любопытных дошколят».

Март Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

Апрель Беседа: «Как организовать эксперименты дома

Май Мастер - класс «Волшебство на кухне.»

КВН «Мы - экспериментаторы»

Октябрь.

Эксперименты с песком и глиной.

«Экскурсия в лабораторию" : Уточнить представления о том, кто такие ученые; познакомить с понятиями «наука», «гипотеза». Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. Стр. 41

Эксперимент 1. «Песчаный конус»

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка» :

Эксперимент 3. «Волшебный материал», «Где вода?» - Картотека

Эксперимент 4 : «Ветер», «Своды и тоннели», «Песочные часы» -

Познакомить детей со свойствами песка; Развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов - Картотека «Игры с песком»

Ноябрь.

Эксперименты с бумагой.

«Путешествие в прошлое бумаги" : Познакомить детей с историей бумаги, ее современными видами, активизировать речь детей, развить ретроспективный взгляд на бумагу - О В. Дыбина стр. 24,51

«Свойства бумаги и картона» : «Ящик ощущений» с разными видами бумаги; Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; Познакомить с разными видами бумаги, выяснить, как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. ; Учить работать в коллективе - О. В. Дыбина стр. 53,55.

«Как изготавливают бумагу" : Познакомить с производством бумаги, научить отличать вещи, сделанные из бумаги - Конспект

«Береги природу» : Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью - картотека " Правила поведения в природе"

Коллективное оригами из бумаги «Сказочный лес» : Формировать всесторонне интеллектуального и эстетического развития детей через занятия по конструированию в технике оригами; Учить детей различными приемами работы с бумагой: сгибание, складывание, надрезание, склеивание.

Декабрь.

Эксперименты с водой

«Какая бывает вода» : Уточнить представления детей о воде; развить умение работать по алгоритму; разгадывать элементарный кроссворд - Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. Стр. 43

Эксперимент 1. Какой формы вода?

Эксперимент 2. Какого цвета вода?

Эксперимент 3. Вода – растворитель:

Эксперимент 4. Фильтрование воды.

Эксперимент 5.«Холодная вода тяжелее, чем теплая»

Эксперимент 6 : «Круговорот воды в природе».

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы, умозаключения;;

Воспитывать экологическую культуру, аккуратность при работе - Картотека «Игры с водой»;

Фокусы с водой.

Январь.

Эксперименты с воздухом.

«Воздух» : Расширить представления детей о воздухе; закрепить умение пользоваться весами, познакомить с историей возникновения воздушного шара - Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. Стр. 59

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»

Эксперимент 2. «Живая змейка»

Эксперимент 3. «Реактивный шарик»

Эксперимент 4 «Подводная лодка»

Эксперимент 5. «Сухой из воды»

Эксперимент 6. «Свеча в банке»

Эксперимент 7. «Почему не выливается?»

Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов - Картотека «Игры с воздухом»

Февраль.

Эксперименты с твердым материалом.

«Твердое тело» : Развивать способности сравнивать похожие вещества на ощупь, по внешнему виду. И. Э. Куликовская Н. Н. Совгир стр. 49

«Дерево умеет плавать» : Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между способом использования и его свойствами. О. В. Дыбина Стр. 28

«В мире металла» : Познакомить со свойствами металла; научить находить металлические предметы - О. В. Дыбина стр. 79

«В мире пластмассы» : Познакомить со свойствами и качествами пластмассы; воспитать бережное отношение к вещам; развить любознательность - О. В. Дыбина стр. 35,62

Март

Эксперименты с тканями

«Коробочка с хлопком», «Волшебные нити» : Познакомить с происхождением, производством тканей, созданием хлопчатобумажных тканей; воспитать уважение к людям труда - О. В. Дыбина стр. 58,61

«Наряды куклы Тани» : Познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); Побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. О. В. Дыбина стр. 57

«Ткани от Матроскина», «Знакомьтесь -это капрон" : Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала, закрепить, что одежда из определенной ткани может иметь разное назначение - О. В. Дыбина стр. 64,65

Эксперимент «Ткани» : Формировать знания о свойствах тканей, качестве и характеристике. Картотека «Опыты с тканями»

Апрель.

Экспериментирование с почвой.

Эксперимент 1 : «В почве есть воздух»

Эксперимент 2 : «В результате вытаптывания ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше»

Эксперимент 3 : При сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух»

Эксперимент 4 : «Загрязнение почвы»

Эксперимент 5 : "Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".

Связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Воспитывать интерес к неживой природе - Картотека «Опыты с почвой»

Май.

Итоговые занятия.

Мастер-класс «Волшебство на кухне» : Познакомить родителей с опытно - экспериментальной деятельностью детей. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми дома. Формировать у родителей знания о значении опытов для развития ребенка; Способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность - Конспект

КВН «Мы - экспериментаторы» : Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством; Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация); Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. Конспект.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности«
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 15:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности«» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Малых (УИ 123427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД