Ирина Малых
Проект «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности«
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами:.
И охранять природу - значит охранять Родину".
М. М. Пришвин
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Публикация «Проект „Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности„» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим существенную любознательность дошкольника.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком дети узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.
Поисково-познавательная деятельность с объектами живой и неживой природы развивает наблюдательность, любознательность, сопереживание способствует развитию всесторонне развитой личности.
Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.
Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В уголке природы есть мини- лаборатория, в которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т. д.)
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д.
Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от "простого к сложному" на протяжении запланированного временного промежутка.
Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходят в несколько этапов.
Вид проекта : долгосрочный (8 месяцев).
Тип проекта : познавательно-информационный, практико-ориентированный.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Цель: Формирование активной позиции во время проведения экспериментирования, развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира, воспитание интегративного качества : «Любознательный, активный». Формирование знаний о свойствах и состояниях предметов и явлениях природы.
Задачи программы:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
5) расширение кругозора детей
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем – подготовительном дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства : язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Приобретают опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
. Ожидаемые результаты.
Для детей.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• У детей сформировано представление о взаимосвязи природы и человека.
• Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
• Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей : познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
• У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Для педагогов.
• Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий
и новых форм работы по детскому экспериментированию.
• Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Продукт проекта : КВН «Мы - экспериментаторы»
Этапы реализации проекта.
I этап: Подготовительный (сентябрь) :
1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
5. Анкетирование родителей.
6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
7. Оформление консультативного материала для родителей.
II этап: Основной (октябрь-апрель) : Реализация проекта.
III этап: Заключительный:
1. Мастер - класс «Волшебство на кухне.»
2. КВН «Мы - экспериментаторы»
Работа с родителями.
Сентябрь Анкетирование родителей: выявить отношение родителей к
поисково – исследовательской активности детей.
Беседа: «Роль семьи в развитии познавательной активности
ребенка».
Октябрь Беседа: «Опытно –экспериментальная деятельность в жизни
старших дошкольников.»
Папка – передвижка «Ребенок-маленький исследователь»
Ноябрь Наглядное оформление в уголке для вас родители: «Опыты.»
Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
Декабрь Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического
развития».
Январь Рекомендации на дом: «Экспериментирование и наблюдение во
время прогулок»
Февраль Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных
пап и любопытных дошколят».
Март Консультация: «Соблюдение правил безопасности».
Апрель Беседа: «Как организовать эксперименты дома.»
Май Мастер - класс «Волшебство на кухне.»
КВН «Мы - экспериментаторы»
Октябрь.
Эксперименты с песком и глиной.
«Экскурсия в лабораторию" : Уточнить представления о том, кто такие ученые; познакомить с понятиями «наука», «гипотеза». Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. Стр. 41
Эксперимент 1. «Песчаный конус»
Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка» :
Эксперимент 3. «Волшебный материал», «Где вода?» - Картотека
Эксперимент 4 : «Ветер», «Своды и тоннели», «Песочные часы» -
Познакомить детей со свойствами песка; Развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов - Картотека «Игры с песком»
Ноябрь.
Эксперименты с бумагой.
«Путешествие в прошлое бумаги" : Познакомить детей с историей бумаги, ее современными видами, активизировать речь детей, развить ретроспективный взгляд на бумагу - О В. Дыбина стр. 24,51
«Свойства бумаги и картона» : «Ящик ощущений» с разными видами бумаги; Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; Познакомить с разными видами бумаги, выяснить, как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. ; Учить работать в коллективе - О. В. Дыбина стр. 53,55.
«Как изготавливают бумагу" : Познакомить с производством бумаги, научить отличать вещи, сделанные из бумаги - Конспект
«Береги природу» : Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью - картотека " Правила поведения в природе"
Коллективное оригами из бумаги «Сказочный лес» : Формировать всесторонне интеллектуального и эстетического развития детей через занятия по конструированию в технике оригами; Учить детей различными приемами работы с бумагой: сгибание, складывание, надрезание, склеивание.
Декабрь.
Эксперименты с водой
«Какая бывает вода» : Уточнить представления детей о воде; развить умение работать по алгоритму; разгадывать элементарный кроссворд - Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. Стр. 43
Эксперимент 1. Какой формы вода?
Эксперимент 2. Какого цвета вода?
Эксперимент 3. Вода – растворитель:
Эксперимент 4. Фильтрование воды.
Эксперимент 5.«Холодная вода тяжелее, чем теплая»
Эксперимент 6 : «Круговорот воды в природе».
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы, умозаключения;;
Воспитывать экологическую культуру, аккуратность при работе - Картотека «Игры с водой»;
Фокусы с водой.
Январь.
Эксперименты с воздухом.
«Воздух» : Расширить представления детей о воздухе; закрепить умение пользоваться весами, познакомить с историей возникновения воздушного шара - Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. Стр. 59
Эксперимент 1. «Поиск воздуха»
Эксперимент 2. «Живая змейка»
Эксперимент 3. «Реактивный шарик»
Эксперимент 4 «Подводная лодка»
Эксперимент 5. «Сухой из воды»
Эксперимент 6. «Свеча в банке»
Эксперимент 7. «Почему не выливается?»
Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;
Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов - Картотека «Игры с воздухом»
Февраль.
Эксперименты с твердым материалом.
«Твердое тело» : Развивать способности сравнивать похожие вещества на ощупь, по внешнему виду. И. Э. Куликовская Н. Н. Совгир стр. 49
«Дерево умеет плавать» : Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между способом использования и его свойствами. О. В. Дыбина Стр. 28
«В мире металла» : Познакомить со свойствами металла; научить находить металлические предметы - О. В. Дыбина стр. 79
«В мире пластмассы» : Познакомить со свойствами и качествами пластмассы; воспитать бережное отношение к вещам; развить любознательность - О. В. Дыбина стр. 35,62
Март
Эксперименты с тканями
«Коробочка с хлопком», «Волшебные нити» : Познакомить с происхождением, производством тканей, созданием хлопчатобумажных тканей; воспитать уважение к людям труда - О. В. Дыбина стр. 58,61
«Наряды куклы Тани» : Познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); Побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. О. В. Дыбина стр. 57
«Ткани от Матроскина», «Знакомьтесь -это капрон" : Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала, закрепить, что одежда из определенной ткани может иметь разное назначение - О. В. Дыбина стр. 64,65
Эксперимент «Ткани» : Формировать знания о свойствах тканей, качестве и характеристике. Картотека «Опыты с тканями»
Апрель.
Экспериментирование с почвой.
Эксперимент 1 : «В почве есть воздух»
Эксперимент 2 : «В результате вытаптывания ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше»
Эксперимент 3 : При сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух»
Эксперимент 4 : «Загрязнение почвы»
Эксперимент 5 : "Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".
Связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Воспитывать интерес к неживой природе - Картотека «Опыты с почвой»
Май.
Итоговые занятия.
Мастер-класс «Волшебство на кухне» : Познакомить родителей с опытно - экспериментальной деятельностью детей. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми дома. Формировать у родителей знания о значении опытов для развития ребенка; Способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность - Конспект
КВН «Мы - экспериментаторы» : Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством; Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация); Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. Конспект.