татьяна морозова
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Проект в первой младшей группе
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : игровой, творческий, практический.
Участники проекта : дети 1 первой младшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей : 2 – 3 года.
Формы организации деятельности детей : коллективная, групповая, индивидуальная.
Актуальность
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности“» размещена в разделах
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, согласно ФГОС ДО – «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими».
Ни для кого не секрет, что мелкая моторика – основа развития многих психических процессов, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Большое количество рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека, находятся на кончиках пальцев рук.
Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.
Проблема: В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики, что препятствует нормальному развитию цепочки - речи – восприятия – высших психических функций (мышления, памяти, внимания).
Цель проекта : создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста.
Задачи проекта :
для детей :
• развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
• развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием;
• развивать речь и коммуникативные навыки;
для педагогов:
• расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики на речь ребёнка;
• отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие пальчиков и ладони ребёнка;
• обогащение предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
• подбор диагностических методик для оценки уровня развития речи ребенка и готовности его к общению;
• анализ литературы, которую педагог может использовать для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности.
для родителей:
• повысить грамотность родителей в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
• закрепить и развивать полученную информацию о познавательном развитии с детьми;
• обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• совместное участие родителей с детьми и педагогами;
• подготовить материал для взаимодействия с родителями.
Основные принципы (правила) реализации проекта :
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке занятий;
• систематичность и последовательность занятий;
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• наглядность;
• адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
• постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
• индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
• повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Методы и приемы работы:
• игры с предметами (пирамидки, матрешки);
• наборы ёмкостей для собирания в них маленьких предметов;
• пособие по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков, липучек, замков;
• набор веревочек для завязывания узелков;
• цветные клубочки ниток для перематывания;
• набор колечек для нанизывания их на шнурок;
• картинки-половинки;
• настольное лото – вкладыши;
• пальчиковый театр;
• массаж кистей рук (массажные шарики, грецкие орехи, шишки, карандаши);
• игры на тактильные ощущения;
• игры с бумагой и тканью;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пластилиновые заплатки;
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, и т. д.
• дидактические игры;
• игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки, макароны и т. д., пазлы, мозаика;
• игры с прищепками;
• игры с нетрадиционным оборудованием (бигуди, массажные рукавички)
• игры с сыпучими веществами (песок, крупа)
• игры с водой.
Формы проведения итоговых мероприятий:
• презентация авторского пособия «Пластилиновая тетрадь;
• выставка детских работ по нетрадиционному рисованию «Оч. умелые ручки»;
• интегрированное занятие «Путешествие колобка»;
• презентация проекта.
Продукты проекта :
для детей :
• рисунки с использованием нетрадиционных способов рисования;
• работы из пластилина и природного материала, и мелких предметов.
для педагога:
• пополнение дидактических игр для развития мелкой моторики рук;
• изготовление пособия «Пластилиновая тетрадь»;
• пополнение картотеки пальчиковой гимнастики;
• пополнение картотеки стихов, потешек.
для родителей:
• консультации, памятки, мастер - классы для родителей на тему «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»;
• презентация пособия «Пластилиновая тетрадь».
Ожидаемый результат проекта :
для детей :
• у детей улучшится мелкая моторика, и координация пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;
• кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений;
• возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
• повысится познавательная активность детей;
для педагогов:
• пополнится развивающая предметно-пространственная среда группы;
• повысится уровень педагогической компетентности;
• систематизируется и повысится качество работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи;
для родителей:
• повысится интерес к совместной деятельности по развитию мелкой моторики детей;
• повысится уровень познавательной культуры личности;
• гармонизируется тесная взаимосвязь с ребенком.
Поэтапная реализация и сроки проекта :
I. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь)
II. Основной этап (ноябрь – апрель)
III. Результат проекта (май)
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь
1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
2. Подбор методической, художественной литературы.
3. Разработка перспективного плана для работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.
4. Разработка авторского пособия «Пластилиновая тетрадь».
5. Разработка картотеки пальчиковых, дидактических, подвижных игр.
6. Создание необходимых условий развивающей предметно – пространственной среды в группе по данной теме.
7. Подбор наглядно - информационного и консультативного материала для родителей.
II этап – основной: ноябрь –апрель
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей – полная:
• Социально-коммуникативное развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие.