Людмила Фомина
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №14 «АЛИСА» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Фомина Л. Н. с. Урожайное 2023-2024 год.
Актуальность.
Темочки:
Развитие речи человека начинается с тонких движений пальцев рук. Лишь потом появляется артикуляция слогов. Поэтому кисть рук можно рассматривать как орган речи. М. М. Кольцова считает, что импульсация мышц рук так значительна только в детском возрасте пока идет развитие речи.
Поэтому особое внимание в своей работе уделяю развитию мелкой моторики рук. Большинство детей приходят в детский сад не разговаривая, не умея одеваться. Пальцы у детей как «деревянные» - не умеют застегивать и расстёгивать одежду, обувь. Именно от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.
Доказано, что мысль, глаза двигаются со скоростью рук. Поэтому необходимо для повышения работоспособности ребенка постоянно тренировать движения пальцев рук.
Тонкая моторика – это основа развития всех психических процессов: мышления, воображения, речи, памяти, внимания.
Мы можем с точностью сказать, что развитие мелкой моторики рук является неотъемлемой частью здоровьесбережения. Мы не только развиваем, но и сохраняем здоровье детей.
Методы, приемы и средства по развитию тонкой моторики должны проводиться систематически. Только в этом случае можно добиться нужного результата.
Информационная карта проекта.
Полное название проекта : «Ум на кончиках пальцев».
Автор проекта : Фомина Людмила Николаевна.
Продолжительность проекта : среднесрочный (октябрь-декабрь 2023 г.)
Тип проекта : познавательный, информационно-творческий, совместный, развивающий.
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.
Возраст детей : 3-4 года.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи. С каждым годом растет количество детей, у которых наблюдается задержка речевого развития. Это связано с экологической ситуацией в мире, инфекционными заболеваниями, с неблагоприятным психологическим климатом в семье. Данный проект направлен на решение данной проблемы. Важно донести до родителей необходимость развития мелкой моторики рук детей. Будущее нашей страны зависит от развития подрастающего поколения.
Цель проекта : достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование здоровьесберегающих технологий.
Задачи проекта для детей :
1. Улучшать координацию движения кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Подобрать для развития мелкой моторики рук физминутки, игры, пальчиковую гимнастику, практические занятия. 3. Познакомить с нетрадиционными методами рисования, пластилинографией. 4. Развивать память, мышление, воображение. 5. Укреплять физическое здоровье детей.
Задачи проекта для педагогов :
1. Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения, в оформлении рисунков и работ, в организации выставки совместных с родителями поделок;
2. Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
3. Привлечь внимание родителей к данной проблеме и участью в проекте;
4. Активизировать творческий потенциал педагогов;
5. Активизировать педагогические умения родителей в жизни детского сада.
Задачи проекта для родителей :
1. Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;
2. Мотивировать к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности);
3. Побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта;
4. Привлечь к пополнению развивающей среды.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : выставка работ.
Название итогового мероприятия проекта : «Волшебство на кончиках пальцев».
Ожидаемые результаты проекта
Для детей :
• Активизация речевых процессов в результате проведенной работы.
• Улучшение мыслительной деятельности.
• Уметь одеваться и раздеваться самостоятельно, расстёгивать и застегивать пуговицы.
• Уметь проводить линии – длинные, короткие, прямые, волнистые.
• Уметь лепить из пластилина простые предметы.
Для педагогов:
• Расширятся возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет продуктивных, творческих методик;
• Повысится уровень сплоченности педагогического коллектива;
Для родителей:
• Расширятся возможности влияния родителей воспитанников на процессы воспитания детей;
• Нормализуется психолого-педагогическая атмосфера;
• Наладятся взаимоотношения с детьми;
• Родители получат возможность рационально использовать интеллектуальный, семейный потенциал для воспитания и образования детей.
Краткое содержание проекта :
«Ум – на кончиках пальцев».
Этапы проекта Действия
педагогов Действия детей Действия членов семьи и социальных партнеров
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов продуктов проекта) 1. Определение темы проекта, постановка цели и задач.
2. Перспективное планирование проекта.
3. Изучение методической литературы.
4. Выбор форм работы с родителями.
5. Выбор основных мероприятий.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
7. Подбор материалов для проведения бесед, консультаций.
8. Работа с интернет – ресурсами. 1. Ознакомле
ние с темой проекта.
2. Рассматрива
ют и играют в центре «Сенсорики».
3. Высказыва
ют свою точку зрения по данной теме. 1. Обсуждение с родителями проекта, целей проекта и средств реализации.
2. Принимают участие в пополнении развивающей среды.
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) 1. Помогает детям в выполнении и оформлении рисунков и аппликаций. 2. Помогает правильно выполнять пальчиковую гимнастику, физминутки, самомассаж с помощью крупы, массажного мячика.
3. Дает рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей.
4. Оформляет вместе с детьми выставку работ. 1. Создание рисунков, аппликаций.
2. Рисование по трафаретам.
3. Шнуровка.
4. Лепка из пластилина и теста.
5. Манипуляции с мелкими предметами.
6. Выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
7. Пазлы., игры с прищепками.
8. Нетрадиционные техники рисования ватными палочками, печатью из картофеля, пальчиками.
9. Рисование песком. 1. По рекомендациям педагогов родители оказывают помощь детям в изготовлении поделок или рисунков.
2. Проводят с детьми дома пальчиковую гимнастику.
3. Рисуют и лепят с детьми.
4. Дают детям дома пересыпать и перебирать крупу, бобовые.
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) 1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2. Выставка «Волшебство на кончиках пальцев».
3. Итоговая презентация «Ум- на кончиках пальцев». 1. Подготовка к выставке «Волшебство-на кончиках пальцев»
Системная паутинка по проекту :
«Ум – на кончиках пальцев».
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно - ролевые игры (пальчиковый и кукольный театр) :
«Репка», «Колобок», «Золотое яичко», «Теремок», «Маша и три медведя».
Дидактические и настольные игры:
• «Веселая шнуровка», «Собери картину», «Перебери крупу», «Мозайка», «Собери пирамидку», «Веселые прищепки», «Кто что ест», «Разноцветные медвежата», «Веселые цветочки».
Познавательное развитие • Подбери по величине.
• Подбери по цвету.
• Собери матрешку.
• Собери пирамидку.
• Конструктор «Цветочная поляна».
• «Веселая гусеница».
• «Накорми животное».
Художественно-эстетическое развитие • Нетрадиционное рисование оттиском из картофеля «Чашка».
• Пластилинография «Матрешка».
• Рисование ватными палочками «Узор для чашки».
• Рисование пальчиками «Дерево дружбы».
• Рисование ватными палочками «Виноград».
• Аппликация «Сердечко для мамы».
• Пластилинография «Елочный шарик».
• Песочная терапия.
Речевое развитие • Разучивание слов пальчиковой гимнастики, физминуток, динамических пауз.
• Формировать умения детей общаться друг с другом и со взрослыми.
• Развивать умения слушать речь, отвечать на поставленные вопросы, соотносить слова с действиями пальцев.
• Обогащать словарный запас детей.
• Учить согласовывать слова в предложении.
• Формировать умения правильно произносить звуки.
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика:
• «Палочка –скакалочка»
• «Семья».
• «Тук, тук».
• «Осенние листья»
• «Этот пальчик маленький»
• «Еж с ежатами».
• «Сорока-сорока».
• «Транспорт».
• «Гудит машина».
• «Капуста».
• «Пирог».
• «Забавы»
• «Снеговик».
• «Лепим ком».
• «Мы с тобой снежок слепили».
Массаж с помощью массажного мячика, природного материала.
Работа с родителями • Организация индивидуальных бесед и консультаций;
• Организация информационных стендов в родительском уголке по теме проекта;
• Помощь родителей в сборе и обработке информации по теме «Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук»;
• Лепка и рисование с детьми дома.
• Привлечение родителей к пополнению развивающей среды.
Полученные результаты проекта :
Для детей : положительная динамика развития мелкой моторики у детей.
Для педагогов:
• Расширились возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет продуктивных, творческих методик.
Для родителей:
• Родители проявляли заинтересованность в творческом процессе.
• Родители с удовольствием принимали участие в пополнении развивающей среды.
• Рисовали, лепили с детьми дома. Перебирали с ними крупы.
Результаты проекта :
В течение проекта удалось выполнить все поставленные задачи. А именно: дети научились снимать, выворачивать, складывать и одевать одежду. Разминать пластилин и лепить. Улучшилась мыслительная деятельность. Дети - «молчуны» заговорили. Наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики у всех детей.
Не возникло проблем с привлечением родителей к участию в образовательном процессе. Наоборот, родители были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь в реализации нашего проекта.
Предметно-развивающая среда пополнилась новыми дидактическими играми, новыми познавательными материалами.
На мой взгляд, нам удалось создать радостный настрой детей, никто не остался равнодушен к предложенной работе. Дети и родители готовились к занятию с воодушевлением и желанием. Дети выбрали для себя ту деятельность, которая им ближе и больше всего нравится.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению речевого развития, мыслительной деятельности, способствует сохранению психического и физического развития.
Список используемой литературы.
1. О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь». Санкт- Петербург. Издательский дом «Литера». 2019 год.
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] - М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004г.
3. Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики [Текст] : учебное пособие для воспитателей. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2008 г.
4. Дошкольная педагогика № 2- 2009г., № 9- 2006г., № 3- 2005г. :научно- практический журнал. - Петербург
5. Дошкольное воспитание № 2, № 3- 2005г., № 2- 2008г., № 1, № 2- 2009г. :научно- методический журнал. - Москва
6. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста(1-3 года).).Методическое пособие для родителей и воспитателей. -М. :Мозаика-Синтез,2007.-64с.