Евгения Исмаилова
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (для детей 4-5 лет)
Воспитатель Исмаилова Евгения
Проект «Наши пальчики играют»
Тип проекта : Познавательно –игровой
Цель: Разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе разнообразной игровой деятельности и использовании игровых пособий
Задачи: *совершенствовать предметно- развивающую среду для развития мелкой моторики;
*развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм,методов и приемов ;
Темочки:
* развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
* развивать эмоциональную отзывчивость;
* развивать коммуникативные навыки.
Актуальность:
Согласно ФГОС ДО познавательное и речевое развитие являются приоритетными
Направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей,познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ложкой,ручкой, карандашом,и т. д. ,тем сложнее движения,необходимые для этого взаимодействия,тем ярче творческая стихия детского ума,чем больше мастерства в детской руке.
Речевое развитие предполагает владением речью как средством общения и культуры: освоение фонетической,лексической, грамматической сторон речи,умениями монологической и диалогической речи,развитие связной речи. Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования –«хорошо развитая мелкая моторика. которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими.
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.
В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению,из за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью родители все меньше уделяют внимание совместным играм с ребенком и развлечениям,все больше представляя его телевизору и компьютеру. К тому же многие родители стараются облегчить проживание себе и своему ребенку – приобретают обувь на липучках, курточки на молниях, чтобы ребенку не пришлось завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Все это препятствует нормальному развитию мелкой моторики,мышления, внимания, памяти и речи детей.
Для изучения этой проблемы мы выбрали различные виды деятельности как средство развития мелкой моторики у детей.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.
Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи сои качества,у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка,искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности
К. Д. Ушинский писал :»Только система входящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями….»
Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность,последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений,должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Принцип с жизненным опытом.
ОТ умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучение в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстёгивать пуговицы, развязывать шнурки.
Принцип наглядности.
Учитывая психологию,возрастных особенности детей раннего возраста,наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия,находящиеся в нашей группе,имеют привлекательный внешний вид :картинки яркие красочные ;игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид ;яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими,способствуют накоплению сенсорных отношений.
Методы и приемы
Правильно подобранные методы и приемы обучения,способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр с игрушками использую следующие методы:
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них,вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко : каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно – действенный метод обучения.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно – чувственного накопления опыта : смотрят, берут в руки, щупают,так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности :показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены,необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения,я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку,оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры,которые поднимают у них интерес к содержанию обучения,обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы,они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленький» проблем»,возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются,и задача воспитателя заключается в том,чтобы применяемые методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую степень развития.
Условия для развития мелкой моторики.
Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме. Оформила картотеку пальчиковых игр.
Дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом.
Создание предметно-развивающей среды.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом,что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр- занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.
Определенную ценность представляет «Работа с крупой» игры предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики,обогащают чувственный опыт. способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Детям нравится такие игры как :»Сыпем, лепим», «Ловим рыбку»,»Весело рисуем».
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера : мозаика, конструкторы, дидактические игры и пособия,необходимые для развития мелкой моторики,большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Система работы по развитию мелкой моторики.
Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
Пальчиковые игры, игры с предметами, дидактические игры.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема положительных эмоций и радости.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
2. Практический этап.
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап
-Анкетирование «Что такое мелкая моторика?»
-Консультация «Что такое мелкая моторика?»
-изготовление картотеки пальчиковых игр
-изготовление папки –передвижки
2 .практический этап.
-Массаж рук с помощью подручных предметов ;массажного шарика «СуДжок»
-Массаж с помощью подручных предметов «Упражнение с камешками»
-Игры с крупой «Найди шарик»
- Лепка «Вот ежик, ни головы не ножек».
- просмотр анимированной презентации
- настольный театр «Лисичка и скалочка».
3. Заключительный этап
- выставка работ методом «Пластилинография».