Наталия Кулакова
Проект «Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами декоративной композиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный, в течение 2016-2017 уч. года.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, специалисты ДОУ
Цель проекта:
Приобщение к русской национальной и духовной культуре через знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус и чувство гармонии; уважение к культуре родной страны, к труду народных мастеров; интерес и любовь к народному творчеству, обычаям, традициям.
Развивающие:
Публикация «Проект „Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами декоративной композиции“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Развивать любовь к русской культуре через непосредственное участие в играх, хороводах; умение создавать узоры по мотивам народных росписей;
Образовательные:
- Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народно-прикладного искусства;
- Способствовать формированию положительно-эмоционального контакта между всеми участниками проекта.
- Обобщить имеющие знания о народных промыслах России;
Предполагаемый результат:
- Пополнение знаний детей о видах народно-прикладного искусства (гжель, хохлома, дымка, городец, истории их возникновения;
- Развитие интереса к русским традициям и русской культуре;
- Активизация и обогащение словарного запаса через потешку, поговорку, пословицу.
- Использование полученных знаний в различных видах деятельности.
- Воспитанники, познакомившись с истоками русской культуры, будут беречь, и уважать народные традиции, любить свою родину, уважать старшее поколение.
Актуальность проекта:
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес
через столетия» М. И. Калинин
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.
Каким будет наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя.
Развитие декоративного изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста стало темой данного проекта.
Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремёслах, оно поднимается на уровень искусства, которое заключено и в хохломской, жостовской росписях, дымковской, городецкой игрушках. Именно в этих простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт, заложено начало искусства, изобразительное народное искусство сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком языке.
Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного.
Таким образом, приобщение ребенка к истории и культуре русского народа начинается с детства, где закладываются основные понятия. И мы, взрослые – потомки и духовные наследники величайшей в мире культуры, должны сохранить и передать её детям.
Методы проекта:
1. Беседы.
2. Дидактические игры
3. Чтение художественной литературы.
4. Художественные выставки.
5. Рассматривание иллюстраций.
6. Использование пословиц, поговорок, загадок, закличек.
7. ООД (организованная образовательная деятельность)
8. Совместная художественно-продуктивная деятельность с детьми.
9. Индивидуальная и самостоятельная работа детей в декоративном рисовании.
10. Пальчиковые игры.
Перспективный план
Тема / Форма деятельности / Программное содержание
сентябрь
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством / Беседа/Расширять представление детей о многообразии изделий народно - и декоративно прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров»
Выложи узор из геометрических фигур. / Дидактическая игра / Учить детей составлять в прямоугольной форме узор из геометрических фигур
«У медведя во бору» / Подвижная игра / Развивать бег выполнять движения в соответствии с текстом
октябрь
«Филимоновские свистульки» / Беседа / Познакомить детей с филимоновской игрушкой. Рассказать о происхождения промысла. закрепить знания о декоративных элементах филимоновской росписи (точки, круги, полоски,
елочки, солнышко.)
«Петух семейку охраняет и никого не подпускает»/Стихотворение/Развивать интерес к стихотворениям о народных промыслах умение слушать внимательно и отвечать на вопросы.
«Найди лишнюю»/ Дидактическая игра / Учить выделять из числа предметных изделий филимоновской росписи игрушку не принадлежавшую к данному виду искусства
«Курочка и петушок»/Хороводная игра / Учить выполнять движения в соответствии со словами текста, формировать движения
ноябрь
«Украсим сарафаны матрешек» / Творческий вид деятельности / Развивать у детей чувство цвета. Умение самостоятельно украшать силуэт сарафана. Располагать узор по всему силуэту.
«Разложи матрешку правильно» / Дидактическая игра/Учить выкладывать матрешки на столе в порядке убывания или возрастания. Развивать зрительное восприятие или глазомер
«Мы веселые матрешки»/ Танец / Учить внимательно слушать музыку, выполнять движения в соответствии с текстом.
«Восемь кукол деревянных, круглолицыхи румяных» С. Я. Маршак / Стихотворение / Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие стихотворения о деревянной матрешке как символа русского народного искусства
декабрь
«Украсим чашечку ягодами»/Творческая деятельность/Учить детей украшать узором из ягод ритмично располагая элементы узора. Закрепить умение рисовать листья ягод
приемом примакивания всей кистью.
«Угадай, где растет?»/Дидактическая игра /Учить правильно называть и определять место произрастания ягод (лес, сад.)
«За ягодами» О. Серова/Стихотворение/Учить детей внимательно слушать стихотворение, любоваться описанием природы внешнего вида ягод
январь
«Филимоновский петух»/Организационный вид деятельности/Продолжать знакомить детей с изделиями филимоновских мастеров, Украшать силуэтную форму элементами состоящими из прямых и замкнутых линий и кружков.
«Петушок – петушок, золотой гребешок» /Потешка/Продолжать знакомить детей с произведение русского фольклора
«Подбери петуху перышки для хвоста»/Дидактическая игра/Учить детей составлять петуху красивый хвост располагая разноцветные перышки в определенной последовательности
«Петушок и курочка»/Подвижная игра / Развивать быстроту движений внимательность. Выполнять gравила игры
февраль
Декоративное рисование «Снежинка»/Творческий вид деятельности/Учить рисовать узор в форме розеты. Располагая узор в соответствии с данной формой. Придумывать элементы узора по своему желанию
«Снежинка» К. Бальмонт/Стихотворение/Развивать интерес к художественной литературе. Учить эмоционально воспринимать стихотворение
«Белая, узорная звездочка малютка» и др. /Загадки / Учить детей запоминать и отгадывать загадки о снежинках придумывать свой.
«Крылатые снежинки» / Танец/ Закреплять умение детей выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки
март
«Украсим узорами салфетки для чашек»/Творческий вид деятельности /Развивать чувство цвета умение сравнивать узоры по цвету выбирать наиболее красивые. Украшать узором салфетку используя элементы русской росписи.
«Составь сервиз»/ Дидактическая игра/Учить из имеющих предметных картинок находить карточки с изображением посуды и составлять сервиз
«Он пыхтит как паровоз важно к верху держит нос» /загадки /Учить детей различать предметы посуды по художественному описанию отгадывать загадки. Развивать творческое воображение речь.
«Федорино горе» К. Чуковский /чтение / Воспитывать у детей любовь к художественной литературе. Учить передавать свое отношение к содержанию поступкам
героев сказки.
апрель
«Волшебная дымка»/Организационный вид деятельности/Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассказать о происхождении данного промысла Закреплять знания детей о декоративных элементах дымковской росписи.
«Уточка» Чарушин Е. /Чтение/Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать умение слушать рассказ. Учить понимать смысл произведения
«Утка Марфутка бережком идет»
«Угадай птицу по описанию»/Дидактическая игра/ Учить воспроизводить с помощью вопросов содержание потешки в правильной последовательности обыгривать ее.
Учить детей по отличительным особенностям угадывать
название птицы, рассказать о ее строении, окраске оперенья,
среде обитания
май
«Дымковский конь»/ Творческая деятельность/ Учить детей расписывать ярким узором коня располагать узор вдоль ног шеи и на туловище вертикальными рядами. Использовать в узоре элементы дымковской росписи
«Укрась дымковским узором силуэт игрушки»/ Дидактическая игра/ Учит на готовом силуэте располагать элементы дымковской росписи, чередуя их по форме, цвету, Учить составлять красивую композицию
«Кони глиняные мчаться» Н. Евстахов/ Стихотворение/ Расширять представление о разнообразии народного творчества. Продолжать знакомить со стихами о дымковском народно - прикладном искусством
Итоговое занятие «Сказочное дерево»/ Организационный вид деятельности/ Учить украшать силуэт дерева знакомыми элементами дымковской росписи кружками, точками, прямыми и волнистыми линиями. Развивать композиционные умения
чувство цвета, ритма, симметрии