Елена Савельева
Проект «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка 4–5 лет с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Ширзай Венера Закиевна, Леонова Наталья Григорьевна
Данный проект вызван необходимостью обеспечения права на доступность образования для всех членов общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из важнейших целей нашего ДОУ - создание специальных условий для развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Основным механизмом достижения цели является проектирование индивидуальной образовательной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями. Проект представляет инновационный способ разработки образовательной программы для дошкольников с ОВЗ.
Публикация «Проект „Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка 4–5 лет с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
Цель проекта : разработать и апробировать индивидуальную образовательную программу для ребенка 4-5 лет с особыми возможностями здоровья в условиях ДОУ.
Задачи проекта :
• Изучить и проанализировать научную, педагогическую и методическую литературу по проблеме разработки индивидуальной образовательной про-граммы для детей с ОВЗ.
• Провести исследование на выявление уровня знаний воспитателей и родителей по проблемам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
• Организовать эффективное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ.
• Создать систему мероприятий для повышения профессиональной компетенции педагогов в области работы с детьми с ОВЗ.
• Разработать и внедрить индивидуальную образовательную программу для дошкольника 4-5 лет с ОВЗ по всем направлениям психолого-педагогического сопровождения.
• Разработать и апробировать авторскую карту комплексной диагностики актуального развития дошкольника 4-5 лет с ОВЗ.
• Подобрать методы, приемы, игры, обеспечивающие адаптацию дошкольников с ОВЗ в игровой и образовательной деятельности.
• Создать развивающую среду ДОУ, способствующую психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ.
• Разработать перспективный план работы с родителями детей с ОВЗ.
• Провести семинар для педагогов района по распространению опыта работы.
• Опубликовать опыт своей работы на сайте ДОУ и в печатных изданиях.
• Выпустить сборник комплексной диагностики актуального развития ребенка 4-5 лет с ОВЗ с методическими рекомендациями.
Данный проект представляет собой внедрение инновационной системы работы, которая подразумевает адаптацию существующих организационно-педагогических условий и образовательных программ к особым образовательным потребностям ребенка с ОВЗ, построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Комплексность реализации предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Этапы реализации проекта
1 этап - ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
Цель - предварительная оценка организационно-образовательных условий ДОУ для разработки индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
Работа на данном этапе включает следующие направления:
1. Изучение нормативно-правовой базы работы с детьми с ОВЗ.
2. Выявление уровня знаний педагогов в области работы с детьми с ОВЗ.
3. Анализ организационно-педагогических условий, имеющихся в ДОУ.
4. Подборка материалов с целью оценки эффективности результатов проектной деятельности по разработке ИОП (практические задания для выявления имеющихся у педагогов и родителей знаний по работе с детьми с ОВЗ, определение структуры ИОП, составление карты динамики развития ребенка с ОВЗ).
Нами изучена нормативно-правовая база работы с детьми с ОВЗ. На основе данных документов в ДОУ разработаны локальные акты :
- Положение об организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
- Положение об Адаптированной Основной Образовательной Программе (АООП).
- Положение об Индивидуальной Образовательной Программе (ИОП).
Для организации работы с ребенком с ОВЗ заведующий издает приказ о зачислении ребенка в логопедическую группу (на основании заключения ТПМПК и заявления родителей (законных представителей). С родителями заключается договор об образовании по образовательным про-граммам дошкольного образования (Приложение № 6). Также определяются специалисты психолого-педагогического сопровождения, которые будут работать с ребенком. В данный момент в нашем дошкольном учреждении нет психолога и дефектолога, поэтому административной группой был найден возможный вариант - привлечение специалистов ППМС-центра.
Администрацией ДОУ проведен анализ организационно-педагогических условий, необходимых для образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
На основе результатов анализа:
- разработано положение о ПМПк ДОУ, определен со-став и обязанности его членов;
-составлен план методической работы с педагогами по повышению профессиональной компетенции, учитывая результаты анкетирования (анкета в Приложении № 9). Успех работы зависит от педагогической компетентности и профессиональной грамотности воспитателей, поэтому создана система мероприятий с педагогами ДОУ, которая включает в себя: конкурсы, консультации и семинары. В ходе данных мероприятий педагоги детско-го сада имеют возможность познакомиться с особенностями детей с ОВЗ и приемами работы с ними;
- определены приоритетные направления комплексной диагностики ребенка с ОВЗ, подобраны соответствующие диагностические материалы.
Анализ методической литературы выявил нехватку программно-методических материалов, недостаточность системы практических приемов работы, применимых к конкретному ребенку с ОВЗ. Помимо этого были выявлены разные подходы к структуре и содержанию ИОП. Эти вопросы в современной теории и практике коррекционной работы являются дискуссионными. С одной стороны, существует объективная необходимость учета индивидуальных познавательных потребностей и возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья путем частичного видоизменения содержания учебного материала и определения конкретных способов его освоения ребенком. С другой стороны, при проектировании содержания индивидуальной программы важно ориентироваться на планируемые результаты освоения основной обще-образовательной программы. Учитывая вышесказанное, мы поставили задачу -разработать наиболее оптимальную структуру и содержание ИОП для конкретного ребенка.
2 этап - ОСНОВНОЙ
Цель – разработка и реализация ИОП для ребенка с ОВЗ.
Работа на данном этапе включает следующие направления:
1. Организация взаимодействия специалистов, педагогов и родителей в режиме работы ПМПк учреждения.
2. Разработка алгоритма проектирования индивидуальной образователь-ной программы :
Сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Комплексная диагностика индивидуальных особенностей ребенка с использованием специальных методов диагностики. Нами разработана карта диагностического обследования динамики развития ребенка с ОВЗ 4-5 лет (Приложение № 13). Обработка результатов ком-плексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья. После диагностики подготовлены заключения о психолого-педагогических особенностях ребенка, сформированных навыках, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности педагогов и специалистов являются самыми актуальными. Результаты диагностики используются при построении индивидуального образовательного процесса, в котором, исходя из выявленных проблем ребенка, определены пути коррекции.
• Анализ требований примерных основных общеобразовательных про-грамм, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
• Проектирование необходимых структурных составляющих индивидуальной образовательной программы. Проанализировав в методической литературе существующие варианты индивидуальной образовательной программы, нами была определена оптимальная структура ИОП в соответствии со следующими положениями:
1. Необходимость отражения в индивидуальной программе диагностических данных об актуальном уровне развития ребенка, цели и задачах сопровождения, а также мониторинге развития ребенка.
2. Содержание программы выстраивается на основе наполнения образовательных областей.
3. Обязательным компонентом программы для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является раздел «Коррекционная работа». В данном разделе содержится информация о содержании индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятиях для данного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия обучения и воспитания, а также взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.
4. Опора на формирование ведущего вида деятельности и достижение за-дач развития ребенка на каждом возрастном этапе.
5. Раскрытие направлений взаимодействия с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
• Определение временных границ реализации ИОП.
• Четкое формулирование цели ИОП.
• Определение задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи ИОП определяют направления коррекционной работы с конкретным ребенком.
• Определение содержания ИОП в соответствии с результатами диагностики: коррекционный и образовательный компоненты; планирование форм реализации разделов ИОП, определение форм и критериев мониторинга достижений ребенка, формирования его социальной компетентности, эффективности коррекционной работы. Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служат примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разрабатываемая дошкольным образовательным учреждением самостоятельно. Содержание индивидуальной образовательной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка. В процессе содержательного наполнения ИОП мы обращали внимание на следующие аспекты:
- содержание индивидуальной образовательной программы должно отражать систему работы специалистов в направлении индивидуального со-провождения развития ребенка на определенном временном отрезке;
- содержание индивидуальной программы должно соответствовать ее целевому назначению и временному периоду, который отведен на ее реализацию;
- содержание ИОП должно быть направлено на реализацию особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания;
- мероприятия, заложенные в индивидуальную программу, должны быть нацелены по возможности на достижение задач возрастного развития, а также на восполнение недостатков предшествующего периода развития;
- содержание ИОП должно быть доступным для его освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья и частичной его реализации родителями (законными представителями) ребенка;
- содержание ИОП следует располагать по принципу линейности и кон-центричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого материала;
- в ИОП обязательно следует обозначить особые методы, приемы и средства овладения программным материалом.
• Определение форм реализации разделов ИОП : индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые и другие.
• Планирование форм участия в реализации ИОП различных специалистов (воспитателей, психолога, педагога дополнительного образования и др., а также родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
• Определение форм и критериев мониторинга достижения планируемых результатов ИОП. Нами были предусмотрены критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы в соответствии с программным содержанием. При этом результаты промежуточной оценки результативности кор-рекционно-педагогической работы служат основанием для корректировки ИОП на протяжении всего периода ее реализации.
Наш опыт проектирования ИОП для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет сделать вывод о том, что наиболее удачным является изложение содержательного раздела программы в виде таблицы (Приложение № 21). С этой целью следует четко обозначить умения, навыки, процессы, которые будут сформированы у ребенка в процессе его сопровождения на основе индивидуальной образовательной программы.
3. Реализация ИОП.
Организация деятельности воспитателей и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом.
Организация мониторинга достижений ребенка, его социальной компетентности, эффективности коррекционной работы.
4. Анализ и коррекция ИОП. Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и достижений ребенка; внесение корректив в ИОП.
3 этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель - подведение итогов работы над проектом. Данный проект апробирован в нашем дошкольном учреждении с сентября 2015 г., а разработанная нами система мероприятий реализуется в настоящее время и до конца учебного года будет выполнена в полном объёме. Промежуточные результаты педагогического наблюдения детей показали положительную динамику. Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области работы с детьми с ОВЗ.
В дальнейшем планируем поделиться опытом своей работы на семинаре для педагогов «Педагогическое проектирование индивидуальной образовательной программы». На данный момент реализация проекта дала положительную динамику.
В дальнейшем мы планируем выпуск в печатном виде карты комплексной диагностики актуального развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ с методическими рекомендациями для педагогов.
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
1. Пополнение методической базы по работе с детьми с ОВЗ.
2. Организация эффективного взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности и самореализации педагогов, внедрение педагогических инноваций в практику работы ДОУ.
4. Создание системы мероприятий для педагогов с целью повышения про-фессиональной компетенции в работе с детьми с ОВЗ.
5. Разработка и апробация авторской карты динамического обследования развития ребенка с ОВЗ.
6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
7. Подборка методов, приемов, игр, обеспечивающих адаптацию до-школьников с ОВЗ в игровой и образовательной деятельности.
8. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию ИОП для ребенка с ОВЗ.
9. Разработка перспективного плана работы с родителями детей с ОВЗ.
10. Проведение семинара для педагогов района по распространению опыта работы.
11. Выпуск сборника комплексной диагностики актуального развития ребенка 4-5 лет с ОВЗ с методическими рекомендациями.