Марина Ксения
Проект «Разнообразие растительного мира родного края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение (пояснительная записка) :
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.
Публикация «Проект „Разнообразие растительного мира родного края“ в старшей группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Проект «Природа глазами детей» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа.
Актуальность проекта
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребёнка, расширяется словарь: ребёнок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребёнок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире.
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Новизна проекта
Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Проблема: У детей потребительское отношение к природе: дети ломают ветки деревьев и кустарников, для игр с ними. Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? Применение знаний в практической деятельности, в проблемных ситуациях и включение детей в активную творческую деятельность, поможет развить у них бережное отношение к природе. Приоритетная образовательная область: «познание»
Цели:
- формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни
растений, их взаимосвязи в природе;
-исследование функциональных особенностей систем жизнеобеспечения
растений, их изменениях в зависимости от времени года;
- развитие воображения, творчества, познавательного интереса, мышления,
умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- отражение знаний, полученных исследовательско- опытным путем, в
различных видах деятельности (образовательной, продуктивной,
познавательной, игровой, речевой);
- изучение влияния деятельности человека на жизнь растений.
Задачи:
-формировать знания о растительном мире природы через креативно-исследовательскую образовательную деятельность.
- способствовать формированию представлений детей о лекарственных
травах, цветах, деревьях и кустарниках, сезонных изменениях;
- развивать у детей умения обобщать по существенным признакам, используя
схему-модель;
- закреплять у детей знания о необходимых факторах для роста и жизни
растений;
-развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования
природных объектов, умение сравнивать и анализировать;
- обогащать словарный запас детей и их знания о растениях;
- прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
- повышать воспитательную компетенцию родителей в экологическом
образовании дошкольников.
Развивающие:
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения,
• Исследования природных объектов.
• Обогащать словарный запас детей и их знания о растениях.
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию интереса к растениям, желание узнавать,
как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом;
• прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру
природы.
Продолжительность проекта : долгосрочный – 4 месяца.
Формы реализации проекта :
* занятия;
*беседы;
*наблюдения;
*оснащение предметно-пространственной среды (выставки рисунков, гербарии);
*настольно-печатные игры;
*чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;
* работа с родителями;
Ожидаемые результаты:
дети должны знать:
• виды лекарственных растений, способы их сбора и применения;
• стихотворения о растениях;
• Значение растений в жизни человека.
Дети должны уметь:
- отличать растения по видам;
- соблюдать правила поведения в природе;
- проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о мире растений;
- элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями.
Этапы проекта :
1. этап:
Подготовительный: определение цели и задач проекта, создание условий для организации работы. Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала.
2этап:
Реализация проекта.
II этап. Практический.
2.1. Работа с детьми
Сроки Мероприятие Ответственный
сентябрь мониторинг Марина К. А.
-Разучивание стихов про растения для занятия (см. Приложение)
-Познакомить детей с Красной книгой «Растения России». (Беседа)
Цель: Прививать любовь к зеленым братьям и сестрам, бережное отношение к растениям, любить свой край, любить природу.
- Экскурсии и целевые прогулки по территории детского сада;
-Наблюдения на прогулке за живой и не живой природой с целью обогащения знаний детей о различных растительных объектах природы,
-Подвижные игры: «Кто такой меткий», «Третий лишний», «Совушка», «Добеги и прыгни», «Попрыгунчики», «Один-двое», «Пройди бесшумно», «Волк и козлята», «Кот и мыши» и т. д (см. Приложение)
-Загадывание 15 загадок о растениях (см. Приложение)
-Пересадка цветов вместе с детьми, которые принесли родители.
-Чтение худ. лит- ры:
Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет». • А. А. Плешаков «Зеленые страницы».
Цель: прививать любовь к зеленым друзьям, воспитывать уважение и любовь к деревьям, воспитывать бережное отношение к деревьям.
-Лепка «Дуб в осеннем наряде»
-Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова.
-Аппликация
«Лес - словно терем расписной»,
Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые - разные».
Марина К. А.
октябрь -Занятие-экспериментирование по познавательному развитию в старшей группе
Тема: "Жизнь растений".
- Экскурсии и целевые прогулки по территории детского сада;
-Наблюдения на прогулке за живой и не живой природой с целью обогащения знаний детей о различных растительных объектах природы,
Подвижные игры «Кот и мыши», «Волк во рву», «С кочки на кочку», «Найди, где спрятано», «Прыгай выше», «Перейди речку»
-10 загадок на тему «Растения»
- Занятие по коллективному созданию панно в старшей группе
"Панно Красочная осень"
-Аппликация «Жизнь леса»
-Дид. Игры», “Сравни”. “Что лишнее”. “Назови плод”.
Марина К. А.
ноябрь -Коммуникативная деятельность: Чтение художественной литературы: С. Есенина «Белая берёза», Н. Матвеева «Дуб и ветер», И. Токмакова «Деревья», А. К. Толстой «Осень»,
-15 загадок на тему «Растения»,
-Наблюдения на прогулке за живой и не живой природой с целью обогащения знаний детей о различных растительных объектах природы,
-Подвижные игры «Перебежки-догонялки», «Дружные пары», «Разойдись-не упади» и другие (см. Приложение)
-Музыкально-художественная деятельность: Прослушивание песни “Калинка”, хоровод «Березонька»,
-Д/ и: «Угадай, что где растёт», «Что сначала, что потом?».
Рисование «Ветка рябины»
-Изготовление коллективное поделки для осенней выставки «Лесная полянка»,
-Изготовление родителей, совместно с детьми поделок из природного материала.
-Участие в выставке поделок. Марина К. А.
декабрь -Изготовление гербария родителей, совместно с детьми.
-Д/и «Найди дерево по описанию», «Найди самые красивые листья», «Найди самый большой лист»,
-Чтение художественной лит-ры: К. Ушинский- «Спор деревьев». “Сказки матушки Земли” А. Лопатина, М. Скребцова. «Жизнь дерева»
-16 загадок на тему «Растения»
- Наблюдения на прогулке за живой и не живой природой с целью обогащения знаний детей о различных растительных объектах природы,
Подвижные игры «Парный бег», «Ловкая пара», «Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет» и т. д (См Приложение)
-Беседа «В царстве лекарственных растений» Марина К. А.