Инна Пискунова
Проект «Растим патриотов» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом». - В. В. Путин.
Публикация «Проект „Растим патриотов“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
На сегодняшний день проблема патриотизма приобретает все большую актуальность, так как мы живем в неоинформационном обществе, в веке коммуникационно - информационных технологий, где большинство детей уделяют значительную часть своего времени интернету, компьютерным играм, телевизору и т. д. Все это способствует моральной и нравственной деградации личности. Дети не откликаются на просьбы родителей отвлечься от этих рутинных увлечений и заняться чем-то полезным. У сегодняшних дошкольников практически не развито представление о родной стране, Отчизне, малой Родине, собственном городе. И это, является проблемой в современном обществе.
Исходя, из вышесказанного, мы можем говорить, что воспитание патриотизма у дошкольников начинается с элементарных знаний о нашем государстве, но многие дети не знают их (гимн, герб, флаг, так как говорилось ранее, их интересы ограничиваются преимущественно играми и мультфильмами). Дошкольники не знают улицу, на которой живут или ту, где находится детский сад. Из этого вытекает и то, что дети также не знают историю родного края, области, республики, которые богаты памятниками культуры, архитектуры, изобразительным искусством и т. д.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Вышеупомянутые проблемы берут истоки из семьи, в которой родители часто не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей, нередко из-за собственной неосведомленности в данной сфере или непонимания и недооценки всей серьезности названных проблем. Родители не только не стремятся познакомить ребенка с историей родной страны, но и не рассказывают о собственных корнях, не приобщают ребенка к наследию собственной семье. А ведь чувство патриотизма должно зарождаться с малого, именно с семьи. В семье ребенок учится уважать и почитать старших, а с этого начинается патриотизм.
Паспорт проекта
Проблема:
Гражданско-патриотическое воспитание - одно из направлений социально-личностного развития детей.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Преодоление имеющихся трудностей патриотического воспитания дошкольников будет иметь в будущем значительный положительный эффект, если уже сегодня у дошкольников укреплять позитивное отношение к Родине, чтобы став взрослыми, дети делали все для процветания и благополучия своей страны.
ЦЕЛЬ: Сформировать у детей 5-6 лет нравственно-патриотические качества, интерес к истории и культуре России, ценностного отношения и любви к Родине.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
2. Воспитывать интерес к обычаям и традициям своей семьи, своего народа.
3. Воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством заучивания стихотворений, пословиц о войне, о Родине.
4. Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», «малая Родина», с государственной символикой Российской Федерации.
5. Приобщать к истокам народной культуры.
6. Развивать интерес к изучению родной страны.
7. Развивать нравственные чувства сопереживания, благодарности, гордости за свой народ, армию.
8. Привлечь родителей к патриотическому воспитанию в семье.
Классификация проекта :
по составу участников – коллективный проект (групповой);
по целевой установке – привитие у детей патриотизма, уважения к культурному прошлому России;
по тематике – творческий проект;
по срокам реализации – долгосрочный проект (февраль-март).
участники проекта – воспитатели, дети, родители.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети должны знать:
• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом);
• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• место проживания: (город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; крупные города области);
• свою нацию, язык, традиции, традиции своей семьи (должны гордиться своим народом, его достижениями; знать свою родословную);
• столицу нашей Родины – Москву, свой город Тихвин (знать историю, достопримечательности родного города и столицы, флаг, герб, гимн России);
• экологию России (Что такое экология, природа и рукотворный мир, царство живой природы» и т. п.);
• защитников России (русские богатыри, герои страны).
Реализация проекта.
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Подбор художественно-развивающей среды в группе;
Разработка тематических занятий: заучивание стихотворений, беседы, дидактические игры, художественная деятельность детей;
Подборка учебно-методических пособий;
Подбор материалов и оборудования, необходимых для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия для детей, игрушки.
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:
1. Подбор стихотворений о городе Тихвин (приложение 1, папка по ознакомлению с композитором Н. А. Римским – Корсаковым (приложение 2).
2. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию (приложение 3).
3. Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности города Тихвина» (приложение 4, «Жизнь и быт славян» (приложение 14, символика города Тихвина, символика Ленинградской области (приложение 13, герои России» (приложение 22).
4. Беседы на тему «Моя родословная» (приложение 5, «Традиции семьи» (приложение 6, «Экология России» (приложение 11, «Защитники России» (приложение 8, «Москва – столица России» (приложение 12, «Мой город Тихвин» (приложение 7, «Город мастеров» (приложение 15).
5. Занятие на тему «23 февраля» (приложение 10, «Дружба народов мира» (приложение 9).
6. Подбор раскрасок (приложение 16).
7. Подбор загадок (приложение 17).
8. Музыкальная подборка.
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Выставки творческих работ.
Фотоотчёт.
Презентация проекта.
Взаимодействие с родителями:
Рекомендации родителям: посмотреть совместно с детьми фото и видео материал на тему патриотического воспитания (традиции и праздники, армия России, экология России, разные расы, семейные архивы).
Совместные творческие проекты «Генеалогическое древо» (приложение 18, «Зимние зарисовки» (приложение 19, «Выходные с папой, братом, дедушкой» (приложение 20, «Люби и знай свой город Тихвин» (приложение 21).
Рекомендации посетить музей композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Провести экскурсию на тему «Достопримечательности города Тихвина».