Лариса Ющенко
Проект «Растем вместе с куклой»
▼ Скачать + Заказать документы
Растем вместе с куклой
Введение
Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. Важнейшей составной частью образовательного пространства детства являются игра и игрушка. Игрушке принадлежит важная роль в познании окружающего мира, в развитии личностных качеств дошкольника: самостоятельности, активности, культуротворческой инициативы, самопознания, в зарождении рефлексии, эмпатии, в преодолении собственных страхов и волнений.
Публикация «Проект „Растем вместе с куклой“» размещена в разделах
Но только игры с куклой – образом человека – позволяет ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.
Кукла – первая среди игрушек, древняя по происхождению – всегда была и остается центром внимания всякой моды, всякого художественного течения. «Царь-игрушка» - так называют её писатели, историки, художники, мастера.
Наблюдая за играми детей в куклы, трудно понять, кто кого «оживляет» и обучает. Дети в игре разговаривают с куклами, баюкают, кормят, наказывают за капризы и проступки, хвалят за аккуратность и послушание, учат их читать, танцевать, декламировать стихи. Куклы, в свою очередь, обогащают эмоционально-нравственную сферу ребенка, формируют навык диалогового общения, помогают ребенку занять позицию «другого», учат понимать эмоциональное состояние людей, преодолевать эгоцентризм.
Но самую главную роль кукла играет в формировании у девочки позитивной концепции будущей мамы, у мальчика – будущего отца. Наблюдая за детьми во время игр, мы отмечаем неподдельный интерес детей к играм с куклой. Чуть неловко, «по-мужски», но бережно мальчики берут кукол на руки, баюкают их, катают на коляске, кормят. Девочки пеленают, поют колыбельные песенки, купают, вместе с «папой» водят гулять. Результатом наблюдений является твердое убеждение в том, что если бы взрослые искусственно не поделили мир детских увлечений на игрушки для мальчиков и девочек, то мир фантазий, игр и практического опыта детей стал бы, несомненно, богаче. Целостность и богатство этого мира призвана обеспечить кукла. Как в дошкольном возрасте куклы объединяют мальчиков и девочек в совместной игре, так и ребенок объединяет взрослых в любви, заботе о нем и друг друге.
Кукла – воплощение сокровенного детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. А. Синявский писал: «Без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся по лицу Земли». Взрослеет ребенок, но кукла – кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-аллегория, кукла-произведение искусства – живёт вместе с ним.
Актуальность
Личностное качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях, именно в игре дети имеют небольшие возможности быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения, через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Гипотеза
При систематической работе по овладению детьми игровых умений и навыков с куклой мы можем :
1. Сформировать у детей интерес к игре с куклой, самостоятельность, независимость от взрослых. Присвоить ценные нормы нравственного поведения.
2. Вовлечь заинтересованных родителей в совместную деятельность с ребёнком.
Тип проекта : краткосрочный, игровой.
Сроки реализации: с 11 ноября 2020г. по 22 ноября 2020г.
Участники проекта : дети 3-4 лет (2 мл. группа, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема: не все дети умеют играть в группе, сотрудничать друг с другом в игре.
Цель проекта : Развивать у детей взаимосвязанные действия и умение сотрудничать друг с другом в процессе игры с куклой.
Задачи:
Развивать у детей интерес к кукле.
Развивать мотивацию к художественно-творческой деятельности детей.
Воспитывать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми, личностные качества: дружелюбие, сопереживание, сочувствие.
Ожидаемые результаты
- у детей сформирован интерес к куклам и игре с ними;
- дети проявляют дружелюбие, сопереживание, внимательное отношение друг к другу;
- отслеживается инициативность, самостоятельность, любознательность.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный (разработка проекта) - довести до участников проекта важность данной проблемы;
- подобрать методическую, художественную литературу (иллюстрированный материал, музыкальные произведения по данной теме);
- подбор материала для игровой и познавательной деятельности;
- подбор материала для продуктивной и изобразительной деятельности;
- составление перспективного плана, разработка занятий по теме: «Вместе с куклой я расту»;
- составление плана мероприятий;
- диагностика.
II. Практический - изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Парикмахерская», «Супермаркет» (пошив кукольной одежды, постельного белья)
- оформление альбома «Профессии»;
- изготовление и выставка игрушек самоделок;
- консультация для родителей по теме: «Роль игры в жизни дошкольника»;
- фотовыставка «Вместе с куклой я расту»
- оснащение предметно-развивающей среды;
III. Заключительный - итоговая диагностика;
- презентация проекта на методическом объединении.
Критерии уровня усвоения игровых умений и навыков в игре с куклой
1. Проявляет интерес к игре с куклой.
2. Выполняет в игре несколько взаимосвязанных действий.
3. Проявляет дружелюбие, сопереживание, внимательное отношение к другим детям.
4. Проявляет инициативность, любознательность, интерес к получению информации.
Вывод: В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что при создании определенных условий и использовании форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов, родителей, детям вполне доступно овладение игровыми умениями с куклой-образом человека – позволяющего ребенку познать, понять и освоить сложную систему отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценные нормы нравственного поведения проявить творчество.